Суббота, 26.05.2018, 11:08Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
Лучшие книги, фильмы
Главная | СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход
СЕРИЯ ПАНСОФИЙНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Н.А. ЧЕРНЫШЕВ,  А.И. ВОВК

СОЦИАЛЬНАЯ  ЭКОЛОГИЯ:

АКТУАЛЬНОСТЬ, КОНЦЕПЦИЯ И ПРОГРАММЫ

Санкт-Петербург

2000

АННОТАЦИЯ

В работе рассматриваются проблемы организации образования в новых условиях существования человечества – зарождающейся информационной цивилизации. Рассматриваются предпосылки нового подхода к решению этого вопроса - пансофийного образования постиндустриального общества, его возможные формы, а также новая специальность «Социальная экология». Дано определение социальная экологии как науки. Представлена концепция и программы специальности «Социальная  экология» разных уровней.

Книга предназначена для специалистов в области управления, философов, педагогов, психологов, экологов, социальных работников и широкого круга читателей, интересующихся проблемами развития.

 

КОРОТКО ОБ АВТОРАХ

Николай Артемович Чернышев. Физик, философ, исследователь. Автор ряда работ и изобретений в области радиационной физики, философии, социальной экологии, автоматизированных систем управления, энергоинформационных моделей процессов и явлений, пансофийного образования, методов эзотерических учений. Область научных интересов - синтез достижений и методов науки, философии, искусства и духовной культуры для решения задач выживания человеческой цивилизации в условиях глобального кризиса. Действительный член ряда академий, член редколлегий нескольких журналов, доктор философии, доктор физических наук, профессор МАИСУ.

 

Алексей Игоревич Вовк. Консультант, научный руководитель ALEV Group (мультидисциплинарная группа исследования субъективной реальности), доктор философии в области психологии, профессор, академик, член Российского психологического общества, учредитель и член правления Санкт-Петербургского Балинтовского общества, супервизор и руководитель секции инвалидов-психотерапевтов Ассоциации тренинга и психотерапии (СПб), почетный член Санкт-Петербургского психологического клуба. Направление деятельности: философское, системное, психологическое консультирование, коучинг, социальная экология, экология субъективной реальности, исследования и подготовка специалистов.

 

Для контактов: iasc@windoms.sitek.net

 

 

Николай Артемович Чернышев,

Алексей Игоревич Вовк

 

СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ:

актуальность, концепция и программы

 

(Научно-методическое издание)

 

Редакторы В. Бабич, Е. Вовк

 

 

                                                                                                               © 2000 Н.А. Чернышев

                                                                                                      © 2000 А.И. Вовк

 

 

Полная или частичная перепечатка и использование материалов данной работы возможны только с письменного согласия авторов.

 

 

Первое издание книги вышло в издательстве «Речь» в 2000 г.

 

Ч 49 Чернышев Н.А., Вовк А.И.

         Социальная экология: актуальность, концепция и программы. – СПб. Речь. 2000. 120 стр. (Пансофийное образование)

 

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ                                                                                                                        3

РАЗДЕЛ 1. ОБРАЗОВАНИЕ ХХI ВЕКА                                                                               5

РАЗДЕЛ 2. УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ НОВОГО ТИПА — УНИВЕРСИТЕТ СВОБОДНЫХ НАУК И ИСКУССТВ                                                                                                                             9

РАЗДЕЛ 3. ПРОГРАММА И СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ» 11

3.1. Общее описание программы «Социальная экология»                                          11

3.2. Характеристика сферы и объектов профессиональной деятельности специалиста по направлению «Социальная экология»                                                                            12

3.3.Требования к уровню подготовленности лиц, завершивших обучение по программе «Социальная экология»                                                                                                                            13

РАЗДЕЛ 4. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММ ОТДЕЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ»                                                                                         21

4.1. Содержание программ по отдельным предметам цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин (ГСЭ.00)                                                                               21

4.2. Содержание программ по отдельным предметам цикла общих математических и естественнонаучных дисциплин (ЕН.00)                                                                     39

4.3. Содержание программ отдельных предметов цикла общепрофессиональных дисциплин (ДН.00)                                                                                                                                              45

4.5. Содержание программ отдельных предметов цикла специальных дисциплин (СД.00)  54

4.6. Содержание программ отдельных предметов цикла дополнительных видов подготовки (ДП.00)                                                                                                                                              54

4.7. Специальные тренинги и практики (СТП.00)                                                      55

РАЗДЕЛ 5. ПРОГРАММЫ РАЗНЫХ УРОВНЕЙ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ»                                                                                                                         56

5.1. Программа Установочного курса (для всех специальностей)                            56

5.2. Программа высшего образования по специальности «Социальная экология». (Бакалаврат)     57

5.3. Программа второй ступени высшего образования по специальности «Социальная экология». (Магистратура)                                                                                                                 59

5.4. Программа второго высшего образования по специальности «Социальная экология». (Переподготовка)                                                                                                              60

РАЗДЕЛ 6. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ В ФОРМЕ УНИВЕРСИТЕТА СВОБОДНЫХ НАУК И ИСКУССТВ (МОДЕЛЬ)                                                                                                      62

1. Просветительский уровень                                                                                         64

2. Образовательный уровень                                                                                           64

РАЗДЕЛ 7. ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЕ ПРОГРАММЫ И ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ                                                                                                              66

7.1. Просветительская программа «Установочный уровень»                                   66

7. 2. Программы специализации и повышения квалификации                                  67

7.3. Консультативные программы                                                                                 70

7.4. Тренинги                                                                              72

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                              74

ПРИЛОЖЕНИЕ                                                                                76

КОММЕНТАРИИ                                                                78

РАЗДЕЛ 1. ОБРАЗОВАНИЕ ХХI ВЕКА

Во второй половине ХХ века на планете произошло качественное изменение
условий жизни человечества, как на уровне цивилизации в целом, так и на
уровне отдельной личности. Во многом это определяется тем, что
доминирующим типом человеческой цивилизации в развитых странах стала
информационная цивилизация. Естественно, существенным становится вопрос
о приведении концепции образования в соответствие с уровнем развития
общества, производительных сил и производственных отношений в нем.

На наш взгляд, опора на устоявшиеся еще в ХIХ веке системы и структуры
образования, ориентированные на узкую прагматическую специализацию, не
соответствуют уровню достижений НТР конца ХХ века.

Необходимо учитывать все многообразие предпосылок, определяющих место и
роль образования в наше время.


          А. Экономические предпосылки

В современном обществе на передний план выходят информационные процессы,
наука становится непосредственной производительной силой, а экономика
приобретает сверхсложный характер. Основой экономики информационной
цивилизации стало получение избыточной прибавочной стоимости. Она
возникает за счет снижения издержек производства на отдельной группе
предприятий, на которых время, затрачиваемое на производство продукта,
ниже, чем общественно необходимое (среднее), определяющее стоимость
(либо выпускается уникальный продукт). Более высокая эффективность
производства достигается, как правило, за счет применения новых
технологий, а иногда за счет совершенствования методов организации
производства, но как только научно-технические достижения становятся
широко внедренными основной массой производителей, избыточная
прибавочная стоимость исчезает.

Получение избыточной прибавочной стоимости происходит за счет
нестационарного эффекта. Суть дела в том, что для получения максимальной
прибыли должны постоянно внедряться все новые и новые опережающие
технологии. Сам принцип получения максимальной прибыли на основе
избыточной прибавочной стоимости постоянно распространяется на все сферы
жизни общества. Возникло «общество потребления», в котором создаются все
новые предметы потребления и формируются потребности. В
постиндустриальном обществе относительно хаотическое состояние экономики
классического капитализма сменяется структурами регулируемой экономики.
Большое влияние приобретает государственный аппарат, распределяющий
заказы, ведущий политику государственного регулирования. В результате
коренного изменения производительных сил в середине ХХ века ведущую роль
стали играть новые технологии, наука, информационное обеспечение, в
дополнение к существовавшим ранее двум группам производства («а» –
производство средств производства и «б» – производство предметов
потребления) возникла третья группа «в» – производство
научно-технологической информации и средств информационного обеспечения.

В целом, появление постиндустриального общества и внедрение
информационных технологий привело к качественному скачку в развитии
экономических отношений. Рост прибыли во многом обеспечивался за счет
природы и рационализации управления (т.н. «революция менеджеров»), а не
за счет усиления эксплуатации рабочих (в развитых странах).

Экономическими предпосылками создания новой системы образования являются
возникновение нового типа производственных отношений и новой группы
производства.


          Б. Социальные предпосылки

До определенного момента возможности постиндустриального общества
казались неограниченными. Но сверхсложная экономика характеризуется
большим количеством взаимосвязей между предприятиями, что накладывает
ограничения на количество выбираемых обществом возможных путей развития,
создавая эффект «сужающегося тоннеля».

В эпоху информационного общества, наступающую после этапа
индустриального капитализма, базирующегося на владении средствами
производства, и после этапа финансового капитализма, опирающегося на
власть денег, наступает этап некоего символического информационного
капитализма, в котором власть основана и осуществляется путем управления
информационными ресурсами и информационными потоками. Средства
коммуникации, оперирующие, трансформирующие, дозирующие информацию и
управляющие вниманием и, как следствие, сознанием людей, становятся
главным инструментом влияния. Для эффективного осуществления властных
функций используются самые современные информационные технологии,
которые превращают людей в объект направленной обработки, т.е.
потребителей. Сознание такого человека оказывается насквозь
структурировано немногими, но настойчиво внедряемыми в него
утверждениями, которые в немалой степени определяют его реакции, оценки
и поведение. Это существенно нарушает устойчивость структуры общества.

Социальными предпосылками новой системы образования являются требования
воспитания человека, способного к жизни в постоянно меняющихся
социальных условиях, адаптированного к современному обществу, адекватно
воспринимающего окружающий мир, имеющего устойчивое целостное
мировоззрение, утверждающее общечеловеческие ценности.


          В. Экологические предпосылки

М.В. Рац, проанализировав экологическую ситуацию на рубеже тысячелетий,
пришел к выводу о том, что «центр тяжести ситуации… смещается из области
физических и химических процессов в сферу человеческой деятельности и
мышления. Становится очевидным, что «разруха не в клозетах, а в головах»
(М. Булгаков), а уничтожение природы есть лишь побочный результат плохой
организации систем деятельности. …Становится ясно, что суть
экологической ситуации не в конфликте человека с природой, а в конфликте
различных систем деятельности»^1 .

«Как следует из схемы воспроизводства деятельности и трансляции культуры
(по Щедровицкому), социально-производственные ситуации (к числу коих
относится и экологическая) суть, наряду с прочим, результат реализации
культурных норм и образцов деятельности, живущих и транслирующихся в
особом пространстве культуры, а потому какие бы мы усилия не применяли
для перестройки представленной таким образом экологической ситуации и
каких бы успехов мы не достигли – все это заранее обречено на неудачу,
потому что в следующий раз сработают те же культурные нормы, и мы
получим новый оттиск ситуации со старых культурных матриц»^2 .

«Если поместить эту схему на соответствующее место внутри схемы
воспроизводства деятельности и в качестве новой схемы экологической
ситуации рассматривать эту последнюю, тогда в границы экологической
ситуации дополнительно попадут механизмы трансляции и реализации
культуры, фиксации и использования опыта, а также содержание культурных
норм и образцов. При таком способе действий оказывается, что
экологический кризис – это не кризис в системе производства (как это
принято считать), а кризис системы воспроизводства или кризис культуры,
оказавшейся не в состоянии обеспечить воспроизводство нашего мира»^3 .

Экологическими предпосылками новой системы образования является
понимание того, что путь улучшения экологии планеты, помимо проведения
природоохранных мероприятий, лежит также через систему образования и
воспитания. Экология будет восстановлена только тогда, когда будет
реализована система подготовки специалистов по социальной экологии и
экологии личности, когда в общество будет внедрена программа
всестороннего экологического образования.


          Г. Культурные предпосылки

Как показывает опыт развитых стран, высокий уровень
социально-экономического развития в настоящее время не предполагает и не
создает предпосылок для разрешения сущностного кризиса. Как правило,
кризис такого рода ведет к нарастанию индивидуальных и социальных
проблем, воспринимаемых как все большее усложнение цивилизации,
поскольку скорость возникновения проблем опережает нашу способность к их
разрешению.

В связи с тем, что отражением сущностных моментов жизни общества
является культура, то возникает необходимость осознанно формируемого
культурного бытия, невозможного без выявления причин кризиса и условий
необходимого поворота в развитии цивилизации, осуществляемого через
систему образования как систему воспроизводства культурного фонда
цивилизации.

Для современности характерно пренебрежение культурой, возникшее в
результате прагматизма и иллюзии о полной адекватности
естественнонаучной картины мира тому миру, в котором существует человек.
Однако пренебрежение целым, включающим помимо рационального и
иррациональное, не избавляет от иррационального. Синтез материального и
духовного, иррационального и рационального в единое целое в рамках
человеческого бытия осуществляется в рамках целостной картины мира,
определяющей целостность культуры. Только в этом случае возможно
устойчивое (инвариантное) бытие человека в процессуальном мире.

Таким образом, культурными предпосылками новой системы образования
является ее существенная роль в воспроизводстве и развитии культурного
наследия цивилизации.


          Д. Психологические предпосылки

«…Среди множества катастроф, которыми славен и угрожает нам ХХ век,
одной из главных и часто скрытой от глаз является антропологическая
катастрофа, проявляющаяся совсем не в таких экзотических событиях, как
столкновение Земли с астероидом, и не в истощении ее естественных
ресурсов или чрезмерном росте населения, и даже не в экологической или
ядерной трагедии. Я имею в виду событие, происходящее с самим человеком
и связанное с цивилизацией в том смысле, что нечто жизненно важное может
необратимо в нем сломаться в связи с разрушением или просто отсутствием
цивилизованных основ процесса жизни.

…А разрушение основ цивилизации что-то производит и с человеческим
элементом, с человеческой материей жизни, выражаясь в антропологической
катастрофе, которая, может быть, является прототипом любых иных
возможных глобальных катастроф. Она может произойти и частично уже
происходит в силу нарушения законов, по которым устроено человеческое
сознание и связанная с ним «пристройка», называемая цивилизацией.

К сожалению, большинство людей по-прежнему, как и всегда, мало к чему
сами по себе способны и ничего не знают, кроме хаоса и случайности.

Короче говоря, разрушение, обрыв «цивилизованных нитей», по которым
сознание человека могло бы успеть добраться до кристаллизации истины
(причем не только у отдельных героев мысли), разрушает и человека»^4 .

Психологическими предпосылками новой системы образования являются
требования достижения целостности сознания и многомерности мышления.


          Е. Психофизиологические предпосылки

Одним их характерных аспектов настоящего времени является интенсификация
информационных процессов, определяемая как экономическими, так и
социальными предпосылками. Это приводит к увеличению общего
информационного потока, проходящего через нервную систему и психику
отдельного человека. Отмечается, что основными составляющими
интенсификации информационных процессов являются:

-         неуклонное возрастание скорости передачи сообщений;

-         увеличение объема передаваемой информации;

-         ускорение обработки информации;

-         тотальное использование обратных связей;

-         увеличение объема добываемой информации и ускорение ее внедрения;

-         наглядное отображение информации в процессе управления;

-         рост технической оснащенности управленческого труда.

В результате объем научной, экономической, статистической и прочей
информации столь велик, что возникла существенная диспропорция между
скоростью получения информации и возможностями ее адекватной обработки.
Необходимость предварительной обработки увеличивающегося потока
информации, производимой с учетом глобализации обратных связей, с целью
получения (при прочих равных условиях) более устойчивой системы,
приводит к превышению плотности приходящей информации над физиологически
возможным порогом. Это может привести к запуску нежелательных
физиологических и психических обратных связей, в результате которых
может возникнуть изменение или даже разрушение физиологической и/или
психической систем организма.__

Таким образом, психофизиологическими предпосылками новой системы
образования является необходимость развития систем восприятия и
переработки информации.

Из вышеизложенного видно, что сознательно направляемая эволюция с учетом
осмысления опыта прошлого является абсолютной необходимостью.
Неотъемлемым атрибутом (основным инструментом) этой эволюции является
новая система образования, решающая задачи:

-         соответствия содержания образования системе новых типов
производственных отношений и новой группы производства;

-         воспитания человека, способного к жизни в постоянно меняющихся
социальных условиях, адекватно воспринимающего окружающий мир, имеющего
устойчивое целостное мировоззрение, направленное на утверждение
общечеловеческих ценностей;

-         реализации права на образование, культуру и безопасность
жизнедеятельностикаждого отдельного человека;

-         внедрения программ всестороннего экологического образования;

-         воспроизводства и развития культурного наследия цивилизации во
всей его исторической полноте;

-         развития систем восприятия и переработки информации, принятия
решений, осуществления эффективной деятельности.

Таким образом, речь идет не только о новых формах преподавания, но и о
новых специальностях, целостно синтезирующих методы и содержание ряда
естественных и гуманитарных наук. Уже в XVIIвеке об этом писал Ян
Каменский, предлагая концепцию универсального «пансофийного» образования.

В ХХ веке эта идея возродилась вновь. «Учение В.И. Вернадского о
ноосфере, философские идеи Н.Ф. Федорова, П.А. Флоренского, В.Н.
Муравьева и др., а вслед за ними и появление конкретных дисциплин, таких
как семиотика, теория систем, синергетика, создают предпосылки нового
единства знания и, более того, нового способа знания, глобального по
своему охвату и универсального по своему методу. Намечающиеся контуры
такого способа позволяют предположить, что в его рамках целокупная
реальность, и чувственная и духовная, могла бы описываться по образу
многоуровневой иерархической системы, причем единый каркас описания
создавался бы путем универсальных структурных парадигм, прослеживаемых
во всех уровнях реальности, где сложность организации достаточна для их
наличия»^5 .

Именно такая система образования предлагается и реализуется в
/International////Academy////of////Science////and////Culture//(//IASC//)/в
форме целостного элитарного образования, решающего проблемы подготовки
специалистов, вооруженных знанием методологиимеждисциплинарного подхода,
владеющих методами синтеза содержания конкретных наук и дисциплин,
обладающих необходимыми навыками практического применения результатов
своихисследований.**Обеспечиваются условия непрерывного образования. При
этом образование не прерывает творческую деятельность человека, а
органически вплетается в нее и стимулирует развитие творческого
потенциала. Осуществляется переход в подготовке специалиста к свободному
универсальному развитию и активной самореализации творческого потенциала
личности.


  РАЗДЕЛ 2. УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ НОВОГО ТИПА — УНИВЕРСИТЕТ СВОБОДНЫХ НАУК И
  ИСКУССТВ

Подлинная гуманитаризация образования возможна лишь при интегрировании
прошлого опыта с достижениями сегодняшнего дня, при овладении огромным
потенциалом знаний, накопленных человечеством за всю его историю.

Существующая система образования, направленная на узкую специализацию,
не способствует успешной работе и жизни в процессуальном мире
информационной цивилизации.

До начала ХХ века было принято считать, что образование – это
формирование человека по некоторому образу, необходимому для развития и
существования этого общества (например, отца семейства, гражданина и т.п.).

В ХХ веке ситуация коренным образом изменилась. Развитие гражданского
общества с его акцентом на индивидуализм, активность личности в
преодолении ограничений и, как следствие, отказ в практике жизни от
следования нравственным нормам общества (вспомним, например, знаменитое
высказывание К. Маркса о том, что «…при 200 % прибыли нет такого
преступления, на которое не пошел бы капитал») разрушило практику
формирования общественного человека как носителя ценностей общества,
приняв постулат о преимущественной подготовке специалиста.

Подготовка кадров и образование как ведущие социальные технологии
общества важны для карьеры отдельного человека не в меньшей степени, чем
бизнес или политика, поскольку они, помимо всего прочего, становятся
механизмами сглаживания социального неравенства и поддержания
социального порядка. А в условиях все большей специализации и
профессионализации любое изменение может в один миг обессмыслить и
обесценить десятилетнее обучение независимо от причин выбора – был ли он
результатом давления семьи, требованием рынка труда или государственной
программой. Дальнейшая интенсификация общественных процессов привела к
тому, что произошла замена культурной и предметной подготовки на
изучение проблемных методов, психотехник личностного роста, современных
технологий освоения больших объемов информации.

В условиях ограниченных ресурсов значение оптимального выбора становится
доминирующим, поскольку всякое достижение человеком определенной цели
одновременно закрывает и уничтожает для него другие возможности.
Поэтому, в отличие от подготовки, всегда имеющей точные целевые
ориентиры, современное образование отвечает за увеличение жизненных
шансов данного конкретного человека в меняющихся обстоятельствах.

В этом случае образование выступает в роли, своего рода, инвестиций в
стартовые возможности человека пользоваться ресурсами свободы,
независимо от того, на каком уровне эти возможности могут быть реализованы.

Возникла необходимость в принятии принципа предельной ценности процесса
самоопределения и самообразования человека и развития человеческого
потенциала.

Именно изменение содержания образовательной практики, с одной стороны, и
изменение функций образовательной сферы, с другой, составляют основную
суть современной трансформации образования. Сегодня образование – это
место возможной встречи человека с самим собой, это пр… Продолжение »


Copyright MyCorp © 2018
Используются технологии uCoz