Пятница, 19.04.2024, 07:11 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS |
Лучшие книги, фильмы | |
Главная | СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ, продолжение (часть 2) | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход |
…остранство, где
каждый получает возможность выстраивать свой собственный образ. Новые представления отображаются как «непрерывное образование», «открытое образование», «глобальное образование» и т.п. В этом случае система образования может дать шанс доступа к основам знаний, профессий и информации миллиардам индивидов, формируя при этом единый человеческий мир, способствуя решению таких глобальных проблем современности, как предотвращение экологической катастрофы, уменьшение темпов роста населения планеты, сдерживание распространения различного рода старых и новых болезней, содействие демократическим преобразованиям во всем мире, соблюдению прав и обязанностей человека, повышение уровня взаимной терпимости и взаимопонимания между культурами. Социокультурная ситуация в развитых странах сейчас такова, что во главу угла ставится конкретная личность с ее потребностью в самоактуализации. Человек стремится получить высшее образование, чтобы через освоение набора ценностей и накопленных знаний стать личностью. Иными словами, личность формируется посредством социализации, когда личное вырастает на основе сверхличного, определенного в символах культуры и стереотипах поведения. В настоящее время стала актуальной высказанная С.И. Гессеном мысль: «Укорененность личности в сверхличном объяснит нам также еще одну замечательную черту личности, именно ее индивидуальный характер. Только не думая о своей индивидуальности, а работая над сверхиндивидуальными заданиями, становимся мы индивидуальностями. Индивидуальность не может быть предметом заботы, она есть естественный плод устремления к сверхиндивидуальному»^6 . Для существования информационной цивилизации необходимо комплексное (гуманитарное в своей основе) образование, создающее качественно новый горизонт понимания мира, новый стиль мышления, что позволяет достаточно быстро менять профессию, осваивать новые специальности. В конце столетия в ряде ведущих стран (США, Россия, Западная Европа) возникла модель университета нового типа – университет свободных наук и искусств, и новый тип обучения – дистанционное обучение^7 , в дополнение к существующим очному и заочному. Для этого типа образовательного учреждения – открытого университета – характерна свободная специализация (в том числе и в области естественных или технических наук) на основе фундаментального гуманитарного образования, содержание и форму которой выбирает учащийся самостоятельно совместно с университетом. Дистанционная форма обучения позволяет перейти к непрерывному образованию в течение всей жизни. Требование непрерывного образования обуславливается тем, что время жизни специальных знаний не превышает 7–10 лет. Среднее время «жизни» технологий не превышает 5 лет. Только постоянно осваивая новые технологии и специальные знания можно выдерживать условия эффективной организации рабочего процесса и личной жизни. Как показала практика, эффективное усвоение интенсивного потока знания без ущерба для психического и физического здоровья возможно только на базе широкого гуманитарного знания. Это и обуславливает возникновение и распространение дистанционной формы образования. При использовании формы – университет свободных наук и искусств – возможно создание, оформление и освоение новых специальностей, целостно синтезирующих методы и содержание естественных и гуманитарных наук, а также искусств. РАЗДЕЛ 3. ПРОГРАММА И СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ» Главной целью программы является подготовка и переподготовка специалистов (работников) с высшим образованием для работы в условиях социального, экологического и экономического кризисов современной цивилизации. Продолжительность обучения по программе бакалаврата – 4 года. Продолжительность обучения по программе переподготовки (бакалавр) – 2 года. Продолжительность обучения в магистратуре – 1,5–2 года. Продолжительность обучения в докторантуре – 2 года. При заочной или дистанционной форме обучения – по мере усвоения материала. Социальная экология как наука Определение принято на заседании ученого совета /International////Academy////of////Science////and////Culture//(//IASC//)/как содержание одного из направлений ее деятельности. */Социальная экология – наука об адаптации субъектов к процессам в естественных и искусственных средах./* /Объект социальной экологии/: субъективная реальность субъектов разных уровней. /Предмет социальной экологии/: адаптация субъектов к процессам в естественных и искусственных средах. Профиль специалиста «социальный эколог» *Социальный эколог*– специалист с высшим образованием (бакалавр или магистр), решающий задачи оптимизации взаимодействия социокультурных систем и их элементов (субъектов различных уровней, включая уровень отдельных людей), с целью их адаптации к процессам в естественных и искусственных средах (природной, биологической, социальной, психологической, информационной и др.) *Специализация*– социальная экология, адаптация и консультирование. *Области приложения:* /Системы управления (государственные и общественные организации):/ - руководители и организаторы разных рангов; - специалисты по социальной работе. /Система образования:/ - руководители и организаторы разных рангов; - преподаватели специальных дисциплин. /Консультирование:/ - специалисты по системному консультированию; - специалисты по психологическому консультированию; - специалисты по масс-медиа; - специалисты по политическому консультированию. /Научно-исследовательская деятельность./ 3.1. Общее описание программы «Социальная экология» Объектом профессиональной деятельности социального эколога являются процессы и состояния субъекта, проявляющиеся в различных областях человеческой жизнедеятельности. Специалист подготовлен к профессиональной деятельности в соответствии с фундаментальной и специальной подготовкой. Он может в установленном порядке работать в государственных и негосударственных организациях и учреждениях, в т.ч. образовательных. Сферы и объекты профессиональной деятельности – это сфера и объекты профессиональной деятельности по направлениям: «Управление», «Психология», «Социальная работа» и «Педагогика». Программа курса «Социальная экология» состоит из нескольких блоков: /БЛОК 1. ОБЩИЕ ГУМАНИТАРНЫЕ И СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ./ Особенностью данного блока являются курсы «Экология субъективной реальности», «Практическая философия», «Семиотика», «Логика» (в том числе и нелинейная многомерная логика). /БЛОК 2. ОБЩИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ И ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ./ Особенностью данного блока являются курсы: «Синергетические подходы в науке», «Специальные виды анализа», «Феномен жизни». /БЛОК 3. ОБЩИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ. / Особенностью данного блока являются курсы: «Введение в профессию», «Социальная экология», «Психоэкология», «Теория и практика преобразующего взаимодействия», он также включает: общую психологию, социальную психологию, возрастную психологию, психологию личности, общую психодиагностику, экспериментальную психологию, этническую психологию, диагностику психологической нормы, неврозы и нарушение поведения, когнитивную психологию, бихевиоральную психологию, гуманистическую психологию, психоанализ, аналитическую психологию, психологию новой волны, экзистенциальную психологию. /БЛОК 4. ТРЕНИНГИ/. /БЛОК 5. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ./ Включает в себя теорию психики и мировоззрения, методологию эксперимента (опыта жизни), методы поддержания гомеостаза, курсы «Структура и динамика организаций и групп» и «Измененные состояния сознания в культуре». /БЛОК 6. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВИДЫ ПОДГОТОВКИ./ Включает в себя отработку индивидуальных личностных проблем. /БЛОК 7. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТРЕНИНГИ И ПРАКТИКИ./ Направление «Социальная экология» утверждено решением ученого совета академии /IASC/№ 05-EDот 19.02.1999 г. 3.2. Характеристика сферы и объектов профессиональной деятельности специалиста по направлению «Социальная экология» В сферу деятельности специалиста входит анализ целостности социальных структур, уровней и форм жизнедеятельности субъектов в природных и социокультурных, в том числе региональных и национальных условиях, а также соответствующая работа с различными социальными, возрастными, религиозными и этническими группами и отдельными людьми. Деятельность специалиста направлена на исследования в области экономики и информационных технологий, адаптацию субъектов различных уровней к изменяющимся условиям. Это могут быть организации, предприятия и учреждения разных форм собственности и структуры: научно-производственные объединения, научные, конструкторские и проектные организации, органы государственного управления, консалтинговые, образовательные учреждения и т.п. При этом деятельность специалиста осуществляется с учетом результатов исследования природных процессов и закономерностей их развития, с учетом условий существования социальных и биологических систем и экологических требований. Практическая деятельность специалиста основывается на анализе опыта развития мировой культуры, познании феноменов культуры и культуротворческого процесса и особенностей функционирования культуры в современном обществе, направлена на достижение и оптимизацию социоэкологических факторов. 3.3.Требования к уровню подготовленности лиц, завершивших обучение по программе «Социальная экология» 3.3.1. Общие требования к образованности специалиста Специалист отвечает следующим требованиям: - имеет целостное представление о процессах и явлениях, происходящих в неживой и живой природе, понимает возможности современных научных методов познания природы и владеет ими на уровне, необходимом для решения задач, имеющих естественнонаучное содержание и возникающих при выполнении профессиональных функций; понимает сущность биосферных процессов и роль биологического многообразия как ведущего фактора устойчивости биосферы; - знает этические и правовые нормы, регулирующие отношение человека к человеку, обществу, окружающей среде, умеет учитывать их при разработке экологических и социальных проектов; - знаком с основными учениями в области гуманитарных и социально-экономических наук, способен научно анализировать социально-значимые проблемы и процессы, умеет использовать методы этих наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности; умеет на научной основе организовать свой труд, владеет компьютерными методами сбора, хранения и обработки (редактирования) информации, применяемыми в сфере его профессиональной деятельности; имеет опыт постановки эксперимента, анализа результатов исследования и оформления для публикации; - владеет культурой мышления, знает его общие законы, способен в письменной и устной речи правильно (логично) оформить его результаты; - способен продолжить обучение и вести профессиональную деятельность в иноязычной среде; - способен поставить цель и сформулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций, умеет использовать для их решения методы изученных наук; способен к проектной деятельности в профессиональной сфере, знает принципы системного анализа, умеет строить и использовать модели для описания и прогнозирования различных явлений, осуществлять их качественный и количественный анализ; способен находить нестандартные решения типовых задач или решать нестандартные задачи; методически и психологически готов к изменению вида и характера своей профессиональной деятельности, работе над междисциплинарными проектами; - имеет целостное социобиологическое антропокультурное мировоззрение; имеет четкую ценностную ориентацию на охрану жизни как отдельной личности, так и социокультурных систем в рамках требований сохранения общества и природной среды; имеет научное представление о здоровом образе жизни, владеет умениями и навыками психического и физического самосовершенствования; - способен в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей, умеет приобретать новые знания, используя современные информационные образовательные технологии; - понимает сущность и социальную значимость своей будущей профессии, основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности, видит их взаимосвязь в целостной системе знаний; готов к кооперации с коллегами по работе в коллективе, знаком с методами управления, умеет организовать работу исполнителей, находить и принимать управленческие решения в условиях противоречивых требований, знает основы педагогической деятельности 3.3.2. Требования по общим гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам Специалист должен: /в области философии, религиоведения, педагогики, культурологии, истории:/ - иметь целостное представление и умение ориентироваться в научных, философских и религиозных картинах мироздания; сущности, назначении и смысле жизни человека; в многообразии форм человеческого знания, соотношении истины и заблуждения, знания и веры, рационального и иррационального в человеческой жизнедеятельности; особенностях функционирования знания в современном обществе; в эстетических ценностях, их значении в творчестве и повседневной жизни; владеть фундаментальными понятиями, с помощью которых строятся и описываются картины мира, категориальным аппаратом мышления и философско-методологическими принципами познания (объективность, системность, диалектическая противоречивость, единство исторического и логического и т.д.); понимать сущность познания, роль и значение абстрактного (логического) мышления в научном познании; основные формы фиксации и преобразования знания на уровне абстрактного мышления, связи мышления с языком и роли последнего в мыслительных процессах; - знать основные этапы развития мировой философской мысли, школ и учений выдающихся философов античности, европейского средневековья, Нового времени, современной западной философии, религиозно-философских учений Востока, исламского мира, русской философской традиции; знакомство с классическими философскими текстами; знать содержание основных философско-этических учений от античности до современности; сущность, функции и структуры нравственности; учения о формировании личности, ее свободы и ответственности, понимание роли насилия и ненасилия в истории, нравственных обязанностей человека по отношению к природе, обществу, другим людям и самому себе; основные этические категории, исторические формы морали и современные проблемы нравственного сознания; - иметь целостное представление об эстетических ценностях, их роли в творческой самореализации человека и повседневной его жизни, основных видов искусств, понимание роли искусств в человеческой жизнедеятельности, значение эстетических категорий в философском осмыслении действительности; знать условия формирования личности, ее свободы, ответственности за сохранение жизни, природы, культуры, понимать роль насилия и ненасилия в человеческом поведении, нравственных обязанностей человека по отношению к другим и самому себе; - понимать предмет философии и ее роль в истории человеческой культуры, соотношение философии и других форм духовной жизни (религии, науки, искусства); понимать смысл взаимоотношения духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке, его отношение к природе и обществу; структурированность общества по национально-культурным, классово-групповым и религиозным признакам; движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе; возникшие в современную эпоху технического развития противоречий и кризиса существования человека в природе; иметь представление о сущности сознания, его взаимоотношении с бессознательным, роли сознания и самосознания в поведении, общении и деятельности людей, формировании личности; - иметь навыки анализа современной религиоведческой проблематики, основных тенденций изменения религиозной обстановки в различных регионах и социально-этнических группах; уметь свободно ориентироваться и самостоятельно исследовать литературу по религиоведческой проблематике на родном и одном из иностранных языков; приобрести необходимые навыки для преподавания религиоведческих дисциплин; - иметь навыки и умения в области классической дедуктивной логики, основных разделов неклассических логик, познавательных приемов правдоподобных рассуждений, практического анализа логики различного рода рассуждений, аргументационного процесса, приемов и способов ведения дискуссий и полемики; - знать основные этапы исторической эволюции науки от античности до современности, критерии научности, роль науки в развитии цивилизации, ценность научной рациональности, структуру научных теорий, проблемы соизмеримости теорий и эволюции форм и методов научного познания, соотношение науки с другими формами общественного сознания; понимать роль науки в развитии цивилизации, соотношение науки и техники и связанные с ними современные социальные и этические проблемы, быть знакомым с важнейшими отраслями и этапами развития гуманитарного и социально-экономического знания, основными научными школами, направлениями, концепциями, источниками гуманитарного знания и приемами работы с ними; - понимать соотношение наследственности и социальной среды, роли и значения национальных и культурно-исторических факторов в образовании и воспитании; знать формы, средства и методы педагогической деятельности; владеть элементарными навыками анализа учебно-воспитательных ситуаций, определения и решения педагогических задач; - понимать и уметь объяснить феномен культуры, ее роль в человеческой жизнедеятельности, иметь представление о способах приобретения, хранения и передачи социального опыта, базисных ценностей культуры; знать формы и типы культур, основные культурно-исторические центры и регионы мира, закономерности их функционирования и развития, знать историю культуры своей страны, ее место в системе мировой культуры и цивилизации; уметь оценивать достижения культуры на основе знания исторического контекста их создания, быть способным к диалогу как способу отношения к культуре и обществу, приобрести опыт освоения иной культуры; основных тенденций социального, культурного и духовного развития общества, уметь на основании полученных знаний делать прогнозы и принимать решения; владеть культурой научного мышления, базирующейся на глубоком знании мировой культурологической и философской мысли, истории и теории мировой и отечественной культуры, достижений науки и техники; - иметь научное представление об основных эпохах в истории человечества и их хронологии; знать основные исторические факты, даты, события и имена исторических деятелей; уметь выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому; - владеть основными навыками методической и научно-исследовательской работы, навыками публичной речи, а также научно-литературной и редакторской работы; /в области социологии, экономики, политологии и права:/ - иметь научное представление о социологическом подходе к личности, основных закономерностях и формах регуляции социального поведения, о природе возникновения социальных общностей и социальных групп, видах и исходах социальных процессов; знать типологию, основные источники возникновения и развития массовых социальных движений, формы социальных взаимодействий, факторы социального развития, типы и структуры социальных организаций и уметь их анализировать; владеть основами социологического анализа; - знать основы экономической теории; понимать необходимость макропропорций и их особенностей, ситуации на макроэкономическом уровне, существо фискальной и денежно-кредитной, социальной и инвестиционной политики; уметь анализировать в общих чертах основные экономические события в своей стране и за ее пределами, находить и использовать информацию, необходимую для ориентирования в основных текущих проблемах экономики; - владеть методами прогнозирования развития социально-экономических и организационных процессов в объектах управления и оценке их состояния по потенциальным возможностям экономического, социального и организационного развития, составления программ нововведений и разработки плана мероприятий по реализации этих программ; уметь руководить экономическими службами и подразделениями, самостоятельно принимать решения по вопросам совершенствования экономической работы и организации управления; уметь осуществлять социально-психологическое регулирование в трудовых коллективах, разрабатывать программы и планы социального развития; - иметь представление о сущности власти и политической жизни, политических отношениях и процессах, о субъектах политики, понимать значение и роль политических систем и политических режимов в жизни общества, о процессах международной политической жизни, геополитической обстановке, политическом процессе в конкретной стране, ее месте и статусе в современном политическом мире; знать и уметь выделять теоретические и прикладные, аксиологические и инструментальные компоненты политологического знания, понимать их роль и функции в подготовке и обосновании политических решений, в обеспечении личностного вклада в общественно-политическую жизнь; - знать права и свободы человека и гражданина, уметь их реализовывать в различных сферах жизнедеятельности; знать основы всемирной правовой системы и законодательства, организации и функционирования судебных и иных правоприменительных и правоохранительных органов, правовые и нравственно-этические нормы в сфере профессиональной деятельности; уметь использовать и составлять нормативные и правовые документы, относящиеся к будущей профессиональной деятельности, предпринимать необходимые меры к восстановлению нарушенных прав; /в области культуры жизни:/ - знать основы экологической культуры и здорового образа жизни; понимать роль психической и физической культуры в развитии человека и подготовке специалиста; - владеть системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование психофизических способностей и качеств, самоопределение в психической и физической культуре; приобрести опыт использования психофизических систем для достижения жизненных и профессиональных целей; /в области филологии:/ - свободно и грамотно владеть родным языком; знать и уметь грамотно использовать в своей деятельности профессиональную лексику; - владеть лексическим минимумом одного из иностранных языков (1200–2000 лексических единиц, то есть слов и словосочетаний, обладающих наибольшей частотностью и семантической ценностью) и грамматическим минимумом, включающим грамматические структуры, необходимые для обучения устным и письменным формам общения; уметь вести на иностранном языке беседу-диалог общего характера, пользоваться правилами речевого этикета, читать литературу по специальности без словаря с целью поиска информации, переводить тексты со словарем, составлять аннотации, рефераты и деловые письма на иностранном языке; - знать основы древних языков, принципы и методы перевода, смысловые соответствия и толкования текстов; быть знакомым с текстами первоисточников, истолкованием и культурно-историческим анализом. 3.3.3. Требования по общим математическим и естественнонаучным дисциплинам Специалист должен усвоить: - основные принципы в области математики и информатики: место и роль математики в современном мире, мировой культуре и истории; математическое мышление, индукция и дедукция в математике, принципы математических рассуждений и математических доказательств; логические, топологические и алгебраические структуры на множестве; неевклидовые геометрические системы; проблемы искусственного интеллекта, способы представления знаний и манипулирование ими (об инженерии знания); роль математики и информатики в гуманитарных исследованиях; основы математического анализа; основы алгебры, геометрии, дискретной математики; основы теории дифференциальных уравнений и численных методов; основы теории вероятности и математической статистики; структуру, принципы работы и основные возможности ЭВМ и ПЭВМ; основные типы алгоритмов, языки программирования и стандартные программные обеспечения своей профессиональной деятельности; использования приближенных методов и стандартного программного обеспечения для решения прикладных задач, пакетов прикладных программ и баз данных, средств машиной графики, экспертных систем и баз знаний; - в области концепций современного естествознания: основные этапы развития естествознания, особенности современного естествознания, ньютоновской и эволюционной парадигм; концепции пространства и времени; принципы симметрии и законы сохранения; понятие состояния в естествознании; корпускулярную и континуальную традиции в описании природы; динамические и статистические закономерности в естествознании; соотношение порядка и беспорядка в природе, упорядоченность строения физических объектов, переходы из упорядоченных в неупорядоченные состояния и наоборот; самоорганизации в живой и неживой природе; иерархию структурных элементов материи от микро- до макро- и мегамира; взаимодействия между физическими, химическими и биологическими процессами; специфику живого, принципы воспроизводства и развития живых систем, их целостность и гомеостаз; иерархичность, уровни организации и функциональная асимметрия живых систем; биологическое многообразие, его роль в сохранении устойчивости биосферы и принципы систематики; физиологические основы психологии, социального поведения, экологии и здоровья человека; взаимодействие организма и среды, сообщества организмов, экосистемы, принципы охраны природы и рационального природопользования; место человека в эволюции Земли, ноосфере и парадигме единой культуры; физические основы механики, законы сохранения; физику колебаний и волн; статистическую физику и термодинамику; электричество и магнетизм; квантовую физику; представления о структуре и физических полях Земли; возможности применения фундаментальных законов физики и химии для объяснения свойств и поведения сложных многоатомных систем, включая биологические объекты; происхождении и эволюции Вселенной; свойствах ядер атомов и элементарных частиц; физических, химических и биологических методах исследований; современных достижениях естественных наук, физических принципах работы современных технических устройств; специфике и эволюции живого; экологических принципах рационального природопользования; роли биологических, психологических и энергоинформационных законов в решении социальных проблем; особенности живых систем, уровни их организации; основные концепции, методы и перспективы развития биологии; учение о биосфере, роль живого в эволюции Земли и особенности живых систем, их свойства, механизмы их целостности и гомеостаза; иметь представление о биологическом многообразии, его роли в организации биосферы, о принципах эволюционных процессов и процессов в ноосфере; - владеть методами системного анализа, экономико-математического моделирования, исследования операций дискретной математики для постановки и решения экономических задач с использованием ЭВМ; иметь навыки специфицирования требований конечных пользователей экономических информационных систем (ЭИС), постановки экономико-математического моделирования и алгоритмизации экономических задач, разработки информационного, программного и организационно-технического обеспечения ЭИС; знать современные методы социально-экономической диагностики, идентификации и распознавания образов, получения обобщенных характеристик, агрегирования информации и ее обработки с помощью ЭВМ. 3.3.4. Требования по общепрофессиональным дисциплинам Специалист должен: - иметь фундаментальную профессиональную подготовку по всем разделам специализированного знания; - понимать роль биологического многообразия как ведущего фактора устойчивости живых систем и биосферы в целом; знать принципы системной организации, дифференциации и интеграции функций организма; знать и уметь использовать регуляторные механизмы обеспечения гомеостаза живых систем; - знать особенности строения и функционирования основных систем органов животных и человека: пищеварительной, выделительной, кровеносной, нервной, системы органов дыхания, двигательной, эндокринной, сенсорной, репродуктивной; иметь представление о молекулярных механизмах физиологических процессов, о принципах регуляции обмена веществ, сравнительно-физиологических аспектах становления функций, о принципах восприятия, передачи и переработки информации в организме; владеть электрофизиологическими методами и некоторыми другими функционально-диагностическими методами оценки состояния основных систем организма; иметь представление о формировании иммунитета в системах органов и о процессах, отвечающих за иммунную реакцию у различных организмов; знать особенности человека как биологического вида, естественную историю и пути биосоциального развития человека, популяционные и этнические характеристики, полиморфизм биологической организации современного человека; иметь представление о механизмах поведения и высшей нервной деятельности животных и человека и о методах их изучения; - иметь представление о единстве и многообразии типов, фундаментальных принципах и уровнях биологической организации, регуляторных механизмах на каждом уровне; иметь представление о биологическом узнавании, матричных макромолекулярных синтезах, термодинамических особенностях живых систем и биоэнергетике; владеть методами функциональной диагностики, исследования и анализа живых систем, математическими методами обработки результатов, понимать принципы построения и использования математических моделей биологических процессов; знать проявления фундаментальных свойств организма – наследственности и изменчивости на всех уровнях организации живого (молекулярном, клеточном, организменном и популяционном); иметь представление о структуре гена, принципах и методах генетического анализа, мутагенеза, мутагенных эффектах природных и антропогенных факторов; иметь представление о генетике популяций и эволюционной генетике, генетике человека, генетических основах и методах селекции; - иметь представление о парадигмах антропоцентризма и биоцентризма, о ноосфере, о роли человека в эволюции Земли; знать принципы формирования и функционирования надорганизменных систем различных уровней, иметь представление об устойчивости и неустойчивости в существовании организмов и надорганизменных систем, о механизмах взаимосвязи организма и среды, о круговороте веществ и энергии в биосфере, об основаниях для экологической экспертизы и экологического прогноза деятельности человека; иметь представление о методах анализа и моделирования социоэкологических и эволюционных процессов; - уметь прогнозировать последствия антропогенных воздействий на биосферу, планировать мероприятия по ее охране; знать экологические принципы природопользования; иметь представления о растительных ресурсах мира и отдельной страны; понимать взаимосвязь абиотических факторов и биотической компоненты экосистемы, иметь представление о пределах толерантности организмов и популяций и об их экологической нише, как обобщенном выражении экологической индивидуальности вида; иметь современные представления о популяциях в экологии, закономерностях роста и регуляции численности популяций, условиях их устойчивог… Продолжение » |
Copyright MyCorp © 2024 |
Используются технологии uCoz |