Пятница, 19.04.2024, 07:11Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
Лучшие книги, фильмы
Главная | СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ, продолжение (часть 2) | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход
…остранство, где
каждый получает возможность выстраивать свой собственный образ. Новые
представления отображаются как «непрерывное образование», «открытое
образование», «глобальное образование» и т.п.

В этом случае система образования может дать шанс доступа к основам
знаний, профессий и информации миллиардам индивидов, формируя при этом
единый человеческий мир, способствуя решению таких глобальных проблем
современности, как предотвращение экологической катастрофы, уменьшение
темпов роста населения планеты, сдерживание распространения различного
рода старых и новых болезней, содействие демократическим преобразованиям
во всем мире, соблюдению прав и обязанностей человека, повышение уровня
взаимной терпимости и взаимопонимания между культурами.

Социокультурная ситуация в развитых странах сейчас такова, что во главу
угла ставится конкретная личность с ее потребностью в самоактуализации.
Человек стремится получить высшее образование, чтобы через освоение
набора ценностей и накопленных знаний стать личностью. Иными словами,
личность формируется посредством социализации, когда личное вырастает на
основе сверхличного, определенного в символах культуры и стереотипах
поведения.

В настоящее время стала актуальной высказанная С.И. Гессеном мысль:
«Укорененность личности в сверхличном объяснит нам также еще одну
замечательную черту личности, именно ее индивидуальный характер. Только
не думая о своей индивидуальности, а работая над сверхиндивидуальными
заданиями, становимся мы индивидуальностями. Индивидуальность не может
быть предметом заботы, она есть естественный плод устремления к
сверхиндивидуальному»^6 .

Для существования информационной цивилизации необходимо комплексное
(гуманитарное в своей основе) образование, создающее качественно новый
горизонт понимания мира, новый стиль мышления, что позволяет достаточно
быстро менять профессию, осваивать новые специальности.

В конце столетия в ряде ведущих стран (США, Россия, Западная Европа)
возникла модель университета нового типа – университет свободных наук и
искусств, и новый тип обучения – дистанционное обучение^7 , в дополнение
к существующим очному и заочному.

Для этого типа образовательного учреждения – открытого университета –
характерна свободная специализация (в том числе и в области естественных
или технических наук) на основе фундаментального гуманитарного
образования, содержание и форму которой выбирает учащийся самостоятельно
совместно с университетом.

Дистанционная форма обучения позволяет перейти к непрерывному
образованию в течение всей жизни. Требование непрерывного образования
обуславливается тем, что время жизни специальных знаний не превышает
7–10 лет. Среднее время «жизни» технологий не превышает 5 лет. Только
постоянно осваивая новые технологии и специальные знания можно
выдерживать условия эффективной организации рабочего процесса и личной
жизни.

Как показала практика, эффективное усвоение интенсивного потока знания
без ущерба для психического и физического здоровья возможно только на
базе широкого гуманитарного знания. Это и обуславливает возникновение и
распространение дистанционной формы образования.

При использовании формы – университет свободных наук и искусств –
возможно создание, оформление и освоение новых специальностей, целостно
синтезирующих методы и содержание естественных и гуманитарных наук, а
также искусств.


  РАЗДЕЛ 3. ПРОГРАММА И СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ»

Главной целью программы является подготовка и переподготовка
специалистов (работников) с высшим образованием для работы в условиях
социального, экологического и экономического кризисов современной
цивилизации.

 

Продолжительность обучения по программе бакалаврата – 4 года.

Продолжительность обучения по программе переподготовки (бакалавр) – 2 года.

Продолжительность обучения в магистратуре – 1,5–2 года.

Продолжительность обучения в докторантуре – 2 года.

При заочной или дистанционной форме обучения – по мере усвоения материала.


      Социальная экология как наука

Определение принято на заседании ученого совета
/International////Academy////of////Science////and////Culture//(//IASC//)/как
содержание одного из направлений ее деятельности.

*/Социальная экология – наука об адаптации субъектов к процессам в
естественных и искусственных средах./*

/Объект социальной экологии/: субъективная реальность субъектов разных
уровней.

/Предмет социальной экологии/: адаптация субъектов к процессам в
естественных и искусственных средах.


      Профиль специалиста «социальный эколог»

*Социальный эколог*– специалист с высшим образованием (бакалавр или
магистр), решающий задачи оптимизации взаимодействия социокультурных
систем и их элементов (субъектов различных уровней, включая уровень
отдельных людей), с целью их адаптации к процессам в естественных и
искусственных средах (природной, биологической, социальной,
психологической, информационной и др.)

*Специализация*– социальная экология, адаптация и консультирование.

*Области приложения:*

/Системы управления (государственные и общественные организации):/

- руководители и организаторы разных рангов;

- специалисты по социальной работе.

/Система образования:/

- руководители и организаторы разных рангов;

- преподаватели специальных дисциплин.

/Консультирование:/

- специалисты по системному консультированию;

- специалисты по психологическому консультированию;

- специалисты по масс-медиа;

- специалисты по политическому консультированию.

/Научно-исследовательская деятельность./


    3.1. Общее описание программы «Социальная экология»

Объектом профессиональной деятельности социального эколога являются
процессы и состояния субъекта, проявляющиеся в различных областях
человеческой жизнедеятельности.

Специалист подготовлен к профессиональной деятельности в соответствии с
фундаментальной и специальной подготовкой. Он может в установленном
порядке работать в государственных и негосударственных организациях и
учреждениях, в т.ч. образовательных.

Сферы и объекты профессиональной деятельности – это сфера и объекты
профессиональной деятельности по направлениям: «Управление»,
«Психология», «Социальная работа» и «Педагогика».


      Программа курса «Социальная экология» состоит из нескольких блоков:

/БЛОК 1. ОБЩИЕ ГУМАНИТАРНЫЕ И СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ./

Особенностью данного блока являются курсы «Экология субъективной
реальности», «Практическая философия», «Семиотика», «Логика» (в том
числе и нелинейная многомерная логика).

/БЛОК 2. ОБЩИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ И ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ./

Особенностью данного блока являются курсы: «Синергетические подходы в
науке», «Специальные виды анализа», «Феномен жизни».

/БЛОК 3. ОБЩИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ. /

Особенностью данного блока являются курсы: «Введение в профессию»,
«Социальная экология», «Психоэкология», «Теория и практика
преобразующего взаимодействия», он также включает: общую психологию,
социальную психологию, возрастную психологию, психологию личности, общую
психодиагностику, экспериментальную психологию, этническую психологию,
диагностику психологической нормы, неврозы и нарушение поведения,
когнитивную психологию, бихевиоральную психологию, гуманистическую
психологию, психоанализ, аналитическую психологию, психологию новой
волны, экзистенциальную психологию.

/БЛОК 4. ТРЕНИНГИ/.

/БЛОК 5. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ./

Включает в себя теорию психики и мировоззрения, методологию эксперимента
(опыта жизни), методы поддержания гомеостаза, курсы «Структура и
динамика организаций и групп» и «Измененные состояния сознания в культуре».

/БЛОК 6. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВИДЫ ПОДГОТОВКИ./

Включает в себя отработку индивидуальных личностных проблем.

/БЛОК 7. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТРЕНИНГИ И ПРАКТИКИ./

 

Направление «Социальная экология» утверждено решением ученого совета
академии /IASC/№ 05-EDот 19.02.1999 г.


    3.2. Характеристика сферы и объектов профессиональной деятельности
    специалиста по направлению «Социальная экология»

В сферу деятельности специалиста входит анализ целостности социальных
структур, уровней и форм жизнедеятельности субъектов в природных и
социокультурных, в том числе региональных и национальных условиях, а
также соответствующая работа с различными социальными, возрастными,
религиозными и этническими группами и отдельными людьми.

Деятельность специалиста направлена на исследования в области экономики
и информационных технологий, адаптацию субъектов различных уровней к
изменяющимся условиям. Это могут быть организации, предприятия и
учреждения разных форм собственности и структуры:
научно-производственные объединения, научные, конструкторские и
проектные организации, органы государственного управления,
консалтинговые, образовательные учреждения и т.п.

При этом деятельность специалиста осуществляется с учетом результатов
исследования природных процессов и закономерностей их развития, с учетом
условий существования социальных и биологических систем и экологических
требований. Практическая деятельность специалиста основывается на
анализе опыта развития мировой культуры, познании феноменов культуры и
культуротворческого процесса и особенностей функционирования культуры в
современном обществе, направлена на достижение и оптимизацию
социоэкологических факторов.


    3.3.Требования к уровню подготовленности лиц, завершивших обучение
    по программе «Социальная экология»


      3.3.1. Общие требования к образованности специалиста

Специалист отвечает следующим требованиям:

- имеет целостное представление о процессах и явлениях, происходящих в
неживой и живой природе, понимает возможности современных научных
методов познания природы и владеет ими на уровне, необходимом для
решения задач, имеющих естественнонаучное содержание и возникающих при
выполнении профессиональных функций; понимает сущность биосферных
процессов и роль биологического многообразия как ведущего фактора
устойчивости биосферы;

- знает этические и правовые нормы, регулирующие отношение человека к
человеку, обществу, окружающей среде, умеет учитывать их при разработке
экологических и социальных проектов;

- знаком с основными учениями в области гуманитарных и
социально-экономических наук, способен научно анализировать
социально-значимые проблемы и процессы, умеет использовать методы этих
наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности; умеет
на научной основе организовать свой труд, владеет компьютерными методами
сбора, хранения и обработки (редактирования) информации, применяемыми в
сфере его профессиональной деятельности; имеет опыт постановки
эксперимента, анализа результатов исследования и оформления для публикации;

- владеет культурой мышления, знает его общие законы, способен в
письменной и устной речи правильно (логично) оформить его результаты;

- способен продолжить обучение и вести профессиональную деятельность в
иноязычной среде;

- способен поставить цель и сформулировать задачи, связанные с
реализацией профессиональных функций, умеет использовать для их решения
методы изученных наук; способен к проектной деятельности в
профессиональной сфере, знает принципы системного анализа, умеет строить
и использовать модели для описания и прогнозирования различных явлений,
осуществлять их качественный и количественный анализ; способен находить
нестандартные решения типовых задач или решать нестандартные задачи;
методически и психологически готов к изменению вида и характера своей
профессиональной деятельности, работе над междисциплинарными проектами;

- имеет целостное социобиологическое антропокультурное мировоззрение;
имеет четкую ценностную ориентацию на охрану жизни как отдельной
личности, так и социокультурных систем в рамках требований сохранения
общества и природной среды; имеет научное представление о здоровом
образе жизни, владеет умениями и навыками психического и физического
самосовершенствования;

- способен в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики
к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей, умеет
приобретать новые знания, используя современные информационные
образовательные технологии;

- понимает сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его
деятельности, видит их взаимосвязь в целостной системе знаний; готов к
кооперации с коллегами по работе в коллективе, знаком с методами
управления, умеет организовать работу исполнителей, находить и принимать
управленческие решения в условиях противоречивых требований, знает
основы педагогической деятельности


      3.3.2. Требования по общим гуманитарным и социально-экономическим
      дисциплинам

Специалист должен:

/в области философии, религиоведения, педагогики, культурологии, истории:/

- иметь целостное представление и умение ориентироваться в научных,
философских и религиозных картинах мироздания; сущности, назначении и
смысле жизни человека; в многообразии форм человеческого знания,
соотношении истины и заблуждения, знания и веры, рационального и
иррационального в человеческой жизнедеятельности; особенностях
функционирования знания в современном обществе; в эстетических
ценностях, их значении в творчестве и повседневной жизни; владеть
фундаментальными понятиями, с помощью которых строятся и описываются
картины мира, категориальным аппаратом мышления и
философско-методологическими принципами познания (объективность,
системность, диалектическая противоречивость, единство исторического и
логического и т.д.); понимать сущность познания, роль и значение
абстрактного (логического) мышления в научном познании; основные формы
фиксации и преобразования знания на уровне абстрактного мышления, связи
мышления с языком и роли последнего в мыслительных процессах;

- знать основные этапы развития мировой философской мысли, школ и учений
выдающихся философов античности, европейского средневековья, Нового
времени, современной западной философии, религиозно-философских учений
Востока, исламского мира, русской философской традиции; знакомство с
классическими философскими текстами; знать содержание основных
философско-этических учений от античности до современности; сущность,
функции и структуры нравственности; учения о формировании личности, ее
свободы и ответственности, понимание роли насилия и ненасилия в истории,
нравственных обязанностей человека по отношению к природе, обществу,
другим людям и самому себе; основные этические категории, исторические
формы морали и современные проблемы нравственного сознания;

- иметь целостное представление об эстетических ценностях, их роли в
творческой самореализации человека и повседневной его жизни, основных
видов искусств, понимание роли искусств в человеческой
жизнедеятельности, значение эстетических категорий в философском
осмыслении действительности; знать условия формирования личности, ее
свободы, ответственности за сохранение жизни, природы, культуры,
понимать роль насилия и ненасилия в человеческом поведении, нравственных
обязанностей человека по отношению к другим и самому себе;

- понимать предмет философии и ее роль в истории человеческой культуры,
соотношение философии и других форм духовной жизни (религии, науки,
искусства); понимать смысл взаимоотношения духовного и телесного,
биологического и социального начал в человеке, его отношение к природе и
обществу; структурированность общества по национально-культурным,
классово-групповым и религиозным признакам; движущие силы и
закономерности исторического процесса, место человека в историческом
процессе; возникшие в современную эпоху технического развития
противоречий и кризиса существования человека в природе; иметь
представление о сущности сознания, его взаимоотношении с
бессознательным, роли сознания и самосознания в поведении, общении и
деятельности людей, формировании личности;

- иметь навыки анализа современной религиоведческой проблематики,
основных тенденций изменения религиозной обстановки в различных регионах
и социально-этнических группах; уметь свободно ориентироваться и
самостоятельно исследовать литературу по религиоведческой проблематике
на родном и одном из иностранных языков; приобрести необходимые навыки
для преподавания религиоведческих дисциплин;

- иметь навыки и умения в области классической дедуктивной логики,
основных разделов неклассических логик, познавательных приемов
правдоподобных рассуждений, практического анализа логики различного рода
рассуждений, аргументационного процесса, приемов и способов ведения
дискуссий и полемики;

- знать основные этапы исторической эволюции науки от античности до
современности, критерии научности, роль науки в развитии цивилизации,
ценность научной рациональности, структуру научных теорий, проблемы
соизмеримости теорий и эволюции форм и методов научного познания,
соотношение науки с другими формами общественного сознания; понимать
роль науки в развитии цивилизации, соотношение науки и техники и
связанные с ними современные социальные и этические проблемы, быть
знакомым с важнейшими отраслями и этапами развития гуманитарного и
социально-экономического знания, основными научными школами,
направлениями, концепциями, источниками гуманитарного знания и приемами
работы с ними;

- понимать соотношение наследственности и социальной среды, роли и
значения национальных и культурно-исторических факторов в образовании и
воспитании; знать формы, средства и методы педагогической деятельности;
владеть элементарными навыками анализа учебно-воспитательных ситуаций,
определения и решения педагогических задач;

- понимать и уметь объяснить феномен культуры, ее роль в человеческой
жизнедеятельности, иметь представление о способах приобретения, хранения
и передачи социального опыта, базисных ценностей культуры; знать формы и
типы культур, основные культурно-исторические центры и регионы мира,
закономерности их функционирования и развития, знать историю культуры
своей страны, ее место в системе мировой культуры и цивилизации; уметь
оценивать достижения культуры на основе знания исторического контекста
их создания, быть способным к диалогу как способу отношения к культуре и
обществу, приобрести опыт освоения иной культуры; основных тенденций
социального, культурного и духовного развития общества, уметь на
основании полученных знаний делать прогнозы и принимать решения; владеть
культурой научного мышления, базирующейся на глубоком знании мировой
культурологической и философской мысли, истории и теории мировой и
отечественной культуры, достижений науки и техники;

- иметь научное представление об основных эпохах в истории человечества
и их хронологии; знать основные исторические факты, даты, события и
имена исторических деятелей; уметь выражать и обосновывать свою позицию
по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому;

- владеть основными навыками методической и научно-исследовательской
работы, навыками публичной речи, а также научно-литературной и
редакторской работы;

/в области социологии, экономики, политологии и права:/

- иметь научное представление о социологическом подходе к личности,
основных закономерностях и формах регуляции социального поведения, о
природе возникновения социальных общностей и социальных групп, видах и
исходах социальных процессов; знать типологию, основные источники
возникновения и развития массовых социальных движений, формы социальных
взаимодействий, факторы социального развития, типы и структуры
социальных организаций и уметь их анализировать; владеть основами
социологического анализа;

- знать основы экономической теории; понимать необходимость
макропропорций и их особенностей, ситуации на макроэкономическом уровне,
существо фискальной и денежно-кредитной, социальной и инвестиционной
политики; уметь анализировать в общих чертах основные экономические
события в своей стране и за ее пределами, находить и использовать
информацию, необходимую для ориентирования в основных текущих проблемах
экономики;

- владеть методами прогнозирования развития социально-экономических и
организационных процессов в объектах управления и оценке их состояния по
потенциальным возможностям экономического, социального и
организационного развития, составления программ нововведений и
разработки плана мероприятий по реализации этих программ; уметь
руководить экономическими службами и подразделениями, самостоятельно
принимать решения по вопросам совершенствования экономической работы и
организации управления; уметь осуществлять социально-психологическое
регулирование в трудовых коллективах, разрабатывать программы и планы
социального развития;

- иметь представление о сущности власти и политической жизни,
политических отношениях и процессах, о субъектах политики, понимать
значение и роль политических систем и политических режимов в жизни
общества, о процессах международной политической жизни, геополитической
обстановке, политическом процессе в конкретной стране, ее месте и
статусе в современном политическом мире; знать и уметь выделять
теоретические и прикладные, аксиологические и инструментальные
компоненты политологического знания, понимать их роль и функции в
подготовке и обосновании политических решений, в обеспечении личностного
вклада в общественно-политическую жизнь;

- знать права и свободы человека и гражданина, уметь их реализовывать в
различных сферах жизнедеятельности; знать основы всемирной правовой
системы и законодательства, организации и функционирования судебных и
иных правоприменительных и правоохранительных органов, правовые и
нравственно-этические нормы в сфере профессиональной деятельности; уметь
использовать и составлять нормативные и правовые документы, относящиеся
к будущей профессиональной деятельности, предпринимать необходимые меры
к восстановлению нарушенных прав;

/в области культуры жизни:/

- знать основы экологической культуры и здорового образа жизни; понимать
роль психической и физической культуры в развитии человека и подготовке
специалиста;

- владеть системой практических умений и навыков, обеспечивающих
сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование
психофизических способностей и качеств, самоопределение в психической и
физической культуре; приобрести опыт использования психофизических
систем для достижения жизненных и профессиональных целей;

/в области филологии:/

- свободно и грамотно владеть родным языком; знать и уметь грамотно
использовать в своей деятельности профессиональную лексику;

- владеть лексическим минимумом одного из иностранных языков (1200–2000
лексических единиц, то есть слов и словосочетаний, обладающих наибольшей
частотностью и семантической ценностью) и грамматическим минимумом,
включающим грамматические структуры, необходимые для обучения устным и
письменным формам общения; уметь вести на иностранном языке
беседу-диалог общего характера, пользоваться правилами речевого этикета,
читать литературу по специальности без словаря с целью поиска
информации, переводить тексты со словарем, составлять аннотации,
рефераты и деловые письма на иностранном языке;

- знать основы древних языков, принципы и методы перевода, смысловые
соответствия и толкования текстов; быть знакомым с текстами
первоисточников, истолкованием и культурно-историческим анализом.


      3.3.3. Требования по общим математическим и естественнонаучным
      дисциплинам

Специалист должен усвоить:

- основные принципы в области математики и информатики: место и роль
математики в современном мире, мировой культуре и истории;
математическое мышление, индукция и дедукция в математике, принципы
математических рассуждений и математических доказательств; логические,
топологические и алгебраические структуры на множестве; неевклидовые
геометрические системы; проблемы искусственного интеллекта, способы
представления знаний и манипулирование ими (об инженерии знания); роль
математики и информатики в гуманитарных исследованиях; основы
математического анализа; основы алгебры, геометрии, дискретной
математики; основы теории дифференциальных уравнений и численных
методов; основы теории вероятности и математической статистики;
структуру, принципы работы и основные возможности ЭВМ и ПЭВМ; основные
типы алгоритмов, языки программирования и стандартные программные
обеспечения своей профессиональной деятельности; использования
приближенных методов и стандартного программного обеспечения для решения
прикладных задач, пакетов прикладных программ и баз данных, средств
машиной графики, экспертных систем и баз знаний;

- в области концепций современного естествознания: основные этапы
развития естествознания, особенности современного естествознания,
ньютоновской и эволюционной парадигм; концепции пространства и времени;
принципы симметрии и законы сохранения; понятие состояния в
естествознании; корпускулярную и континуальную традиции в описании
природы; динамические и статистические закономерности в естествознании;
соотношение порядка и беспорядка в природе, упорядоченность строения
физических объектов, переходы из упорядоченных в неупорядоченные
состояния и наоборот; самоорганизации в живой и неживой природе;
иерархию структурных элементов материи от микро- до макро- и мегамира;
взаимодействия между физическими, химическими и биологическими
процессами; специфику живого, принципы воспроизводства и развития живых
систем, их целостность и гомеостаз; иерархичность, уровни организации и
функциональная асимметрия живых систем; биологическое многообразие, его
роль в сохранении устойчивости биосферы и принципы систематики;
физиологические основы психологии, социального поведения, экологии и
здоровья человека; взаимодействие организма и среды, сообщества
организмов, экосистемы, принципы охраны природы и рационального
природопользования; место человека в эволюции Земли, ноосфере и
парадигме единой культуры; физические основы механики, законы
сохранения; физику колебаний и волн; статистическую физику и
термодинамику; электричество и магнетизм; квантовую физику;
представления о структуре и физических полях Земли; возможности
применения фундаментальных законов физики и химии для объяснения свойств
и поведения сложных многоатомных систем, включая биологические объекты;
происхождении и эволюции Вселенной; свойствах ядер атомов и элементарных
частиц; физических, химических и биологических методах исследований;
современных достижениях естественных наук, физических принципах работы
современных технических устройств; специфике и эволюции живого;
экологических принципах рационального природопользования; роли
биологических, психологических и энергоинформационных законов в решении
социальных проблем; особенности живых систем, уровни их организации;
основные концепции, методы и перспективы развития биологии; учение о
биосфере, роль живого в эволюции Земли и особенности живых систем, их
свойства, механизмы их целостности и гомеостаза; иметь представление о
биологическом многообразии, его роли в организации биосферы, о принципах
эволюционных процессов и процессов в ноосфере;

- владеть методами системного анализа, экономико-математического
моделирования, исследования операций дискретной математики для
постановки и решения экономических задач с использованием ЭВМ; иметь
навыки специфицирования требований конечных  пользователей экономических
информационных систем (ЭИС), постановки экономико-математического
моделирования и алгоритмизации экономических задач, разработки
информационного, программного и организационно-технического обеспечения
ЭИС; знать современные методы социально-экономической диагностики,
идентификации и распознавания образов, получения обобщенных
характеристик, агрегирования информации и ее обработки с помощью ЭВМ.


      3.3.4. Требования по общепрофессиональным дисциплинам

Специалист должен:

- иметь фундаментальную профессиональную подготовку по всем разделам
специализированного знания;

- понимать роль биологического многообразия как ведущего фактора
устойчивости живых систем и биосферы в целом; знать принципы системной
организации, дифференциации и интеграции функций организма; знать и
уметь использовать регуляторные механизмы обеспечения гомеостаза живых
систем;

- знать особенности строения и функционирования основных систем органов
животных и человека: пищеварительной, выделительной, кровеносной,
нервной, системы органов дыхания, двигательной, эндокринной, сенсорной,
репродуктивной; иметь представление о молекулярных механизмах
физиологических процессов, о принципах регуляции обмена веществ,
сравнительно-физиологических аспектах становления функций, о принципах
восприятия, передачи и переработки информации в организме; владеть
электрофизиологическими методами и некоторыми другими
функционально-диагностическими методами оценки состояния основных систем
организма; иметь представление о формировании иммунитета в системах
органов и о процессах, отвечающих за иммунную реакцию у различных
организмов; знать особенности человека как биологического вида,
естественную историю и пути биосоциального развития человека,
популяционные и этнические характеристики, полиморфизм биологической
организации современного человека; иметь представление о механизмах
поведения и высшей нервной деятельности животных и человека и о методах
их изучения;

- иметь представление о единстве и многообразии типов, фундаментальных
принципах и уровнях биологической организации, регуляторных механизмах
на каждом уровне; иметь представление о биологическом узнавании,
матричных макромолекулярных синтезах, термодинамических особенностях
живых систем и биоэнергетике; владеть методами функциональной
диагностики, исследования и анализа живых систем, математическими
методами обработки результатов, понимать принципы построения и
использования математических моделей биологических процессов; знать
проявления фундаментальных свойств организма – наследственности и
изменчивости на всех уровнях организации живого (молекулярном,
клеточном, организменном и популяционном); иметь представление о
структуре гена, принципах и методах генетического анализа, мутагенеза,
мутагенных эффектах природных и антропогенных факторов; иметь
представление о генетике популяций и эволюционной генетике, генетике
человека, генетических основах и методах селекции;

- иметь представление о парадигмах антропоцентризма и биоцентризма, о
ноосфере, о роли человека в эволюции Земли; знать принципы формирования
и функционирования надорганизменных систем различных уровней, иметь
представление об устойчивости и неустойчивости в существовании
организмов и надорганизменных систем, о механизмах взаимосвязи организма
и среды, о круговороте веществ и энергии в биосфере, об основаниях для
экологической экспертизы и экологического прогноза деятельности
человека; иметь представление о методах анализа и моделирования
социоэкологических и эволюционных процессов;

- уметь прогнозировать последствия антропогенных воздействий на
биосферу, планировать мероприятия по ее охране; знать экологические
принципы природопользования; иметь представления о растительных ресурсах
мира и отдельной страны; понимать взаимосвязь абиотических факторов и
биотической компоненты экосистемы, иметь представление о пределах
толерантности организмов и популяций и об их экологической нише, как
обобщенном выражении экологической индивидуальности вида; иметь
современные представления о популяциях в экологии,  закономерностях
роста и регуляции численности популяций, условиях их устойчивог… Продолжение »

Copyright MyCorp © 2024
Используются технологии uCoz