… Преобразующее взаимодействие и изменяющее воздействие.
2. Эффективность в жизни и деятельности.
3. Субъективная реальность. Сенсорные системы. Взаимодействие с
субъективной реальностью другого человека. Проблема понимания.
Индивидуальные мифы. Вербальное и невербальное взаимодействие.
4. Целевая модель коммуникативного процесса.
5. Способы описания опыта. Преобразование опыта.
6. Контексты и стратегии. «Я-концепция», «концепция Не-Я»,
взаимодействие «Я» и «Не-Я». Тело и «Я-концепция».
Пространственно-временная организация субъективной реальности. Стратегии
организации временных интервалов.
7. Ситуационная динамика психологического возраста. Жизненный путь.
Логика и связанность жизненного пути. Интуиция. Диапазон свободы воли.
8. Жизнь консультанта и преобразующее взаимодействие. Экология
жизни и деятельности.
4.3.13. ДН.13. Расстройства личности и нарушение поведения.
(Авторская программа доц. И.В. Добрякова)
А. Личность
1. Определение личности.
2. Биологические факторы формирование личности.
3. Социальные факторы формирования личности.
4. Условия социализации личности в норме и патологии.
5. Основные этапы и периоды онтогенетического развития.
Б. Этапы и механизмы патологизирующего наследования
1. Первый этап – личностные проблемы прародителей.
2. Второй этап – психологические проблемы родителей.
3. Третий этап – формирование пограничных нервно-психических
расстройств у детей и подростков.
4. Убывание адаптивных возможностей у личностей в дисфункциональных
семьях в направлении от прародителей к внукам.
5. Основной механизм патологизирующего семейного наследования –
явление позитивной и негативной транспроекции от поколения к поколению
черт личности, когнитивных стилей, паттернов реагирования.
В. Виды семейного воспитания и методы их диагностики
1. Критерии семейного воспитания.
2. Эмоциональное отвержение как основа формирования негармоничного
семейного воспитания.
3. Виды негармоничного семейного воспитания.
Г. Учение о личностных радикалах и об акцентуации личности
1. Личностные преневротические радикалы.
2. Определение понятия личностных радикалов и их классификация
3. Акцентуации личности. Определение понятия и классификации.
Д. Клинико-психологичекая диагностика личности и ее расстройств
1. Клинические методы. Клиническая беседа (интервью). Включенное
наблюдение.
2. Психологические методы. Проективные методы. Непроективные методы.
Е. Клиника пограничных нервно-психических расстройств
1. Невротические расстройства (невротические реакции, состояния,
развития личности). Астенические расстройства. Навязчивые расстройства.
Истерические расстройства.
2. Психопатии, патохарактерологические развития. Классификации: Э.
Кречмера, этиопатогенетическая, клинико-физиологическая.
3. Клинические формы психопатий.
Ж. Психотерапия личностных расстройств и нарушений поведения.
4.3.14. ДН.14. Общая психодиагностика
А. Общие положения
1. Психометрические основы психодиагностики.
2. Тестовые нормы и проверка их репрезентативности. Надежность
теста. Валидность. Достоверность. Классификация психодиагностических
методик.
3. Универсальные психодиагностические методики. Сферы применения
психодиагностических методик.
4. Компьютерные психодиагностические системы.
5. Профессионально-этические нормативы в психодиагностике.
*/Б./**//**/Диагностика психической нормы/**//*
1. Исторические представления о психической норме, постановка и
состояние проблемы в настоящее время.
2. Социальные аспекты определения психической нормы.
4.3.15. ДН.15.Теория и практика социальной работы
А. Общие положения
1. Сущность, принципы и методы социальной работы, ее цели и задачи.
2. Субъекты, объекты и функции социальной работы.
3. Основные понятия и категории.
4. Профессиональная и непрофессиональная формы социальной работы.
5. Уровни социальной работы: индивидуально-личностный,
социально-групповой и общественный.
6. Личностные ресурсы и изменения.
7. Связь личностных изменений и изменений жизненной среды.
8. Социокультурный фактор дифференциации содержания и форм социальной
работы.
9. Социальные перспективы и вариативность моделей социальной работы.
10. Современные тенденции социального развития.
11. Сущность социальной политики, ее цели, направленность и
взаимосвязь с социальной работой.
Б. Этика социальной работы
1. Предмет, цели и задачи курса этики социальной работы.
2. Профессиональная этика социального работника: основные понятия и
принципы.
3. Личностно-нравственные качества социального работника.
4. Моральные нормы и принципы в социальной работе.
5. Деонтология отдельных видов социальной работы.
6. Этика взаимоотношений с клиентом.
7. Долг и ответственность.
8. Этика партнерских взаимоотношений специалистов в сфере
социальной работы.
9. Этикет социального работника.
В. Система управления социальной работой
1. Социальное управление: задачи и принципы.
2. Система управления социальной работой: структура, функции и методы.
3. Социальная служба как институциональная основа социальной работы.
4. Проектирование в системе социальной работы, его нормативная
база, информационное и ресурсное обеспечение.
5. Организационные принципы и модели социальной работы.
6. Механизмы внедрения социальных проектов и программ в системе
социальной работы.
7. Мотивация социальной работы.
8. Региональные модели социальной работы.
Г. Методы и технологии социальной работы
1. Методология целеполагания и решения конкретных социальных проблем.
2. Методы решения социальных проблем:
организационно-распорядительные, социально-экономические,
психолого-педагогические.
3. Групповая и индивидуальная социальная терапия.
4. Технологии социальной работы: социальная диагностика, социальная
профилактика и механизмы ее реализации, социальная адаптация, социальная
реабилитация, социальное обеспечение, социальное страхование, социальная
опека, социальная экспертиза и прогнозирование, посредничество и
консультирование.
Д. Социальная работа за рубежом
1. Социальная работа как феномен современного мира.
2. Предпосылки институционализации социальной работы.
3. Основные школы социальной работы за рубежом.
4. Подходы к построению теории социальной работы.
5. Социальная защита населения.
6. Социальная помощь и ее особенности в отдельных странах.
7. Приоритеты в социальной работе.
8. Организационные формы социальной работы.
9. Социальные услуги и социальные службы.
10. Кадровое обеспечение социальной работы.
11. Опыт решения социальных проблем.
/4.4. Содержание программ отдельных тренингов цикла
общепрофессиональных дисциплин (ДН.Т.00)/
4.4.1. ДН.Т.01. Группа личностного роста
Работа с личностными проблемами в групповом режиме.
4.4.2. ДН.Т.02. Перцептивный тренинг
Многоступенчатый неспецифический тренинг активизации перцептивных и
когнитивных навыков работы с информационными потоками.
4.4.3. ДН.Т.03. Тренинг достижения
Неспецифический тренинг, направленный на активизацию навыков
целеполагания и достижения поставленной цели.
4.4.4. ДН.Т.04. Тренинг «рабочего состояния»
Работа с состояниями, изменение и поддержание состояния во время работы,
«вхождение» и «выход» из «рабочего состояния», работа и жизнь, экология.
4.4.5. ДН.Т.05. Телесно-ориентированный тренинг
Практика работы с личностными проблемами посредством соматически
ориентированных приемов и методов.
4.4.6. ДН.Т.06. Социально-психологический тренинг
Тренинг социальной компетентности.
4.4.7. ДН.Т.07. Медитативные практики
Традиционные медитативные практики, концентрация и деконцентрация внимания.
4.4.8. ДН.Т.08. Методические тренинги
А. Теория групповой работы.
Б. Формирование и отработка практических навыков целевой работы с группами
1. Социальной компетентности.
2. Личностного роста.
3. Специальных навыков и умений.
4.5. Содержание программ отдельных предметов цикла специальных
дисциплин (СД.00)
4.5.1. СД.01. Теории психики и мировоззрения.
4.5.2. СД.02. Измененные состояния сознания в культуре
1. Исторический обзор измененных состояний в различных культурах.
2. Методы и способы изменения состояний сознания.
3. Значение измененных состояний сознания в культуре.
4.5.3. СД.03. Типология личности.
4.5.4. СД.04. Звуко-резонансные ряды.
4.5.5. СД.05. Методы поддержания гомеостаза.
4.5.6. СД.06. Структура и динамика групп
1. Психология организаций и групп.
2. Группа и индивидуальные члены.
3. Структура и динамика взаимодействия: влияние группы на
субъективную реальность членов и влияние членов группы на групповую
субъективную реальность.
4. Эффективность групповой работы.
5. Лидерство, власть.
6. Группы различного уровня.
7. Межгрупповое взаимодействие.
4.6. Содержание программ отдельных предметов цикла дополнительных
видов подготовки (ДП.00)
4.6.1. ДП.01. Отработка индивидуальных личностных проблем
Работа с консультантом, направленная на разрешение личностных
затруднений и жизненных проблем.
4.6.2. ДП.02. Организация взаимодействия
Работа с клиентами в режиме консультирования под наблюдением супервизора.
4.6.3. ДП.03. Работа с группой
Работа с группами личностного роста и социальной компетентности в роли
второго ведущего и в роли первого ведущего под наблюдением супервизора.
4.6.4. ДП.04. Психодиагностическая практика
Практика работы с психодиагностическими методами в различных средах
(образовательные учреждения, медицинские и другие организации) с учетом
реальных задач.
4.6.5. ДП.05. Методы саморегуляции.
4.7. Специальные тренинги и практики (СТП.00)
4.7.1. СТП.01. Спецтренинг 1. Метаязык.
4.7.2. СТП.02. Спецтренинг 2. Реальное действие.
4.7.3. СТП.03. Спецтренинг 3. Адаптатор.
4.7.4. СТП.04. Практики.
РАЗДЕЛ 5. ПРОГРАММЫ РАЗНЫХ УРОВНЕЙ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ»
5.1. Программа Установочного курса (для всех специальностей)
*№ п/п*
*Наименование учебных курсов*
*Кол-во часов*
ГСЭ.00.
1 БЛОК. Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины
ГСЭ.01.
Философия.
60
ГСЭ.02.
Практическая философия.
60
ГСЭ.05.
Языкознание. (Родной язык).
50
ГСЭ.08.
Культурология.
60
ГСЭ.13.
Социология.
40
ГСЭ.14.
Экономическая теория.
30
ГСЭ.15.
Политология.
40
ГСЭ.16.
Культура жизни.
60
ГСЭ.17.
Логика.
40
ГСЭ.18.
Этика.
30
ГСЭ.19.
История религии.
40
ГСЭ.23.
Риторика.
40
ГСЭ.24.
Экология.
60
ГСЭ.25.
Экология субъективной реальности.
40
ГСЭ.26.
Валеология и психология здоровья.
40
ЕН.00.
2 БЛОК. Общие математические и естественнонаучные дисциплины
ЕН.01.
Основы математики.
100
ЕН.02.
Информатика и вычислительные методы.
40
ЕН.03.
Концепции современного естествознания.
32
ЕН.04.
Синергетические подходы в науке.
40
ЕН.05.
Феномен жизни.
40
ДН.00.
3 БЛОК. Общепрофессиональные дисциплины
ДН.01.
Введение в профессию.
40
ДН.03.
Психоэкология.
40
ДН.04.
Общая психология.
60
ДН.05.
Психология личности.
72
ДН.06.
Социальная психология.
72
ДН.15.
Теория и практика социальной работы.
40
ДН.Т.00.
4 БЛОК. Тренинги
ДН.Т.01.
Группа личностного роста.
40
ДН.Т.02.
Перцептивный тренинг.
32
ДН.Т.03.
Тренинг достижения.
16
ДН.Т.06.
Социально-психологический тренинг.
32
ДН.Т.07.
Медитативные практики.
40
СД.00.
5 БЛОК. Специальные дисциплины
СД.01.
Теории психики и мировоззрения.
20
СД.02.
Измененные состояния сознания в культуре.
40
СД.03.
Типология личности.
20
СД.05.
Методы поддержания гомеостаза.
20
ДП.00.
6 БЛОК. Дополнительные виды подготовки
ДП.01.
Отработка индивидуальных личностных проблем.
30
ДП.05.
Методы саморегуляции.
40
*ИТОГО по установочному курсу*
*1596*
5.2. Программа высшего образования по специальности «Социальная
экология». (Бакалаврат)
*№ п/п*
*Наименование учебных курсов*
*Кол-во часов*
ГСЭ.00.
1 БЛОК. Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины
ГСЭ.01.
Философия.
150
ГСЭ.02.
Практическая философия.
120
ГСЭ.03.
История философии.
80
ГСЭ.04.
Философия и методология науки. Философские проблемы конкретных дисциплин.
160
ГСЭ.05.
Языкознание. Древние языки. (Родной, греческий, латынь, санскрит).
А. Родной язык.
Б. Древние языки (греческий, латынь, санскрит).
50
360
ГСЭ.06.
Иностранный язык
410
ГСЭ.07.
Семиотика.
80
ГСЭ.08.
Культурология
150
ГСЭ.09.
Антропология. Этнология.
160
ГСЭ.10.
История науки (мировоззрения).
80
ГСЭ.11.
История мировых цивилизаций.
80
ГСЭ.12.
Право.
60
ГСЭ.13.
Социология.
80
ГСЭ.14.
Экономическая теория.
120
ГСЭ.15.
Политология
100
ГСЭ.16.
Культура жизни.
340
ГСЭ.17.
Логика.
120
ГСЭ.18.
Этика.
60
ГСЭ.19.
История религии.
40
ГСЭ.20.
Религиоведение.
60
ГСЭ.21.
Психология религии. Эзотерические учения и культы.
180
ГСЭ.22.
Конфликтология.
100
ГСЭ.23.
Риторика.
40
ГСЭ.24.
Экология.
200
ГСЭ.25.
Экология субъективной реальности.
140
ГСЭ.26.
Валеология и психология здоровья.
100
ГСЭ.Ф.
Мифология культуры (семантика).
80
ЕН.00.
2 БЛОК. Общие математические и естественнонаучные дисциплины
ЕН.01.
Основы математики.
240
ЕН.02.
Информатика и вычислительные методы.
60
ЕН.03.
Концепции современного естествознания.
250
ЕН.04.
Синергетический подход в науке.
160
ЕН.05.
Информационные системы.
80
ЕН.06.
Феномен жизни.
80
ЕН.07.
Специальные виды анализа.
150
ЕН.08.
Энергоинформационные модели явлений и процессов.
60
ЕН.09.
Метаязык.
120
ДН.00.
3 БЛОК. Общепрофессиональные дисциплины
ДН.01.
Введение в профессию.
40
ДН.02.
Социальная экология.
240
ДН.03.
Психоэкология.
250
ДН.04.
Общая психология.
160
ДН.05.
Психология личности.
72
ДН.06.
Социальная психология.
72
ДН.07.
Возрастная психология.
36
ДН.08.
Экспериментальная психология.
72
ДН.09.
Этническая психология.
72
ДН.10.
Направления психологии.
100
ДН.11.
Общий психологический практикум.
160
ДН.12.
Теория и практика преобразующего взаимодействия.
160
ДН.13.
Расстройства личности и нарушения поведения.
72
ДН.14.
Общая психодиагностика.
72
ДН.15.
Теория и практика социальной работы.
160
ДН.Т.00.
4 БЛОК. Тренинги
ДН.Т.01.
Группа личностного роста.
90
ДН.Т.02.
Перцептивный тренинг
122
ДН.Т.03
Тренинг достижения.
48
ДН.Т.04.
Тренинг «рабочего состояния».
64
ДН.Т.05.
Телесно-ориентированный тренинг.
32
ДН.Т.06.
Социально-психологический тренинг.
40
ДН.Т.07.
Медитативные практики.
120
ДН.Т.08.
Методические тренинги.
80
СД.00.
5 БЛОК. Специальные дисциплины
СД.01.
Теории психики и мировоззрения.
60
СД.02..
Измененные состояния сознания в культуре.
80
СД.03.
Типологии личности.
80
СД.04.
Звуко-резонансные ряды.
80
СД.05.
Методы поддержания гомеостаза.
120
ДП.00.
6 БЛОК. Дополнительные виды подготовки
ДП.01.
Отработка индивидуальных личностных проблем.
200
ДП.02.
Организация взаимодействия.
120
ДП.03.
Работа с группой.
120
ДП.04.
Психодиагностическая практика.
60
ДП.05.
Методы саморегуляции.
120
СТП.00.
7 БЛОК. Специальные тренинги и практики
СТП.01.
Спецтренинг 1. Метаязык.
60
СТП.02.
Спецтренинг 2. Реальное действие.
60
СТП.03.
Спецтренинг 3. Адаптатор.
60
СТП.04.
Практики.
*ИТОГО по бакалаврату*
*8454*
5.3. Программа второй ступени высшего образования по специальности
«Социальная экология». (Магистратура)
*№ п/п*
*Наименование учебных курсов*
*Кол-во часов*
ГСЭ.00.
1 БЛОК. Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины
ГСЭ.01.
Философия.
90
ГСЭ.03.
История философии.
40
ГСЭ.04.
Философия и методология науки. Философские проблемы конкретных дисциплин.
30
ГСЭ.05.
Языкознание. Древние языки. (Родной, греческий, латынь, санскрит).
А. Родной язык.
Б. Древние языки (греческий, латынь, санскрит).
20
40
ГСЭ.06.
Иностранный язык
90
ГСЭ.15.
Политология
20
ГСЭ.16.
Культура жизни.
40
ГСЭ.17.
Логика.
40
ГСЭ.21.
Психология религии. Эзотерические учения и культы.
60
ГСЭ.22.
Конфликтология.
20
ГСЭ.25.
Экология субъективной реальности.
20
ГСЭ.26.
Валеология и психология здоровья.
20
ЕН.00.
2 БЛОК. Общие математические и естественнонаучные дисциплины
ЕН.04.
Синергетический подход в науке.
20
ЕН.06.
Феномен жизни.
20
ЕН.07.
Специальные виды анализа.
30
ЕН.08.
Энергоинформационные модели явлений и процессов.
20
ЕН.09.
Метаязык.
40
ДН.00.
3 БЛОК. Общепрофессиональные дисциплины
ДН.02.
Социальная экология.
40
ДН.03.
Психоэкология.
40
ДН.04.
Общая психология.
40
ДН.10.
Направления психологии
20
ДН.12.
Теория и практика преобразующего взаимодействия.
60
ДН.15.
Теория и практика социальной работы.
20
ДН.Т.00.
4 БЛОК. Тренинги
ДН.Т.01.
Группа личностного роста
40
ДН.Т.02.
Перцептивный тренинг
32
ДН.Т.03
Тренинг достижения.
16
ДН.Т.04.
Тренинг «рабочего состояния»
16
ДН.Т.07.
Медитативные практики.
40
ДН.Т.08.
Методические тренинги.
96
СД.00.
5 БЛОК. Специальные дисциплины
СД.01.
Теории психики и мировоззрения.
40
СД.02.
Измененные состояния сознания в культуре.
40
СД.04.
Звуко-резонансные ряды.
40
СД.05.
Методы поддержания гомеостаза.
40
СД.06.
Структура и динамика групп.
40
ДП.00.
6 БЛОК. Дополнительные виды подготовки
ДП.01.
Отработка индивидуальных личностных проблем.
60
ДП.02.
Организация взаимодействия.
30
ДП.03.
Работа с группой
30
ДП.04.
Психодиагностическая практика.
40
ДП.05.
Методы саморегуляции.
40
СТП.00.
7 БЛОК. Специальные тренинги и практики
СТП.01.
Спецтренинг 1. Метаязык
120
СТП.02.
Спецтренинг 2. Реальное действие.
120
СТП.03.
Спецтренинг 3. Адаптатор.
120
СТП.04.
Практики.
*ИТОГО по магистратуре*
*1880*
5.4. Программа второго высшего образования по специальности
«Социальная экология». (Переподготовка)
*№ п/п*
*Наименование учебных курсов*
*Кол-во часов*
ГСЭ.00.
1 БЛОК. Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины
ГСЭ.01.
Философия.
150
ГСЭ.02.
Практическая философия.
120
ГСЭ.05.
Языкознание. (Родной язык).
50
ГСЭ.08.
Культурология.
150
ГСЭ.11.
История мировых цивилизаций.
80
ГСЭ.12.
Право.
60
ГСЭ.13.
Социология.
80
ГСЭ.14.
Основы экономики (экономическая теория).
120
ГСЭ.15.
Политология.
80
ГСЭ.16.
Культура жизни.
120
ГСЭ.17.
Логика.
80
ГСЭ.18.
Этика.
30
ГСЭ.19.
История религии.
40
ГСЭ.20.
Религиоведение.
60
ГСЭ.22.
Конфликтология.
32
ГСЭ.23.
Риторика.
40
ГСЭ.24.
Экология.
120
ГСЭ.25.
Экология субъективной реальности.
140
ГСЭ.26.
Валеология и психология здоровья.
100
ЕН.00.
2 БЛОК. Общие математические и естественнонаучные дисциплины
ЕН.01
Основы математики.
100
ЕН.02.
Информатика и вычислительные методы.
80
ЕН.04.
Синергетический подход в науке.
80
ЕН.06.
Феномен жизни.
80
ЕН.08.
Энергоинформационные модели явлений и процессов.
60
ДН.00.
3 БЛОК. Общепрофессиональные дисциплины
ДН.01.
Введение в профессию.
40
ДН.02.
Социальная экология.
120
ДН.03.
Психоэкология.
100
ДН.04.
Общая психология.
72
ДН.05.
Психология личности.
64
ДН.06.
Социальная психология.
72
ДН.07.
Возрастная психология.
36
ДН.09.
Этническая психология.
40
ДН.10.
Направления психологии.
60
ДН.12.
Теория и практика преобразующего взаимодействия.
60
ДН.13.
Расстройства личности и нарушения поведения.
36
ДН.14.
Общая психодиагностика.
36
ДН.15.
Теория и практика социальной работы.
160
ДН.Т.00.
4 БЛОК. Тренинги
ДН.Т.01.
Группа личностного роста.
40
ДН.Т.02.
Перцептивный тренинг.
32
ДН.Т.03.
Тренинг достижения.
16
ДН.Т.04.
Тренинг «рабочего состояния».
16
ДН.Т.05.
Телесно-ориентированный тренинг.
32
ДН.Т.06.
Социально-психологический тренинг.
32
ДН.Т.07.
Медитативные практики.
40
ДН.Т.08.
Методические тренинги.
32
СД.00.
5 БЛОК. Специальные дисциплины
СД.01.
Теории психики и мировоззрения.
32
СД.02.
Измененные состояния сознания в культуре.
40
СД.03.
Типология личности.
40
СД.05.
Методы поддержания гомеостаза.
60
СД.06.
Структура и динамика групп.
36
ДП.00.
6 БЛОК. Дополнительные виды подготовки
ДП.01.
Отработка индивидуальных личностных проблем.
90
ДП.02.
Организация взаимодействия.
60
ДП.05.
Продолжение »