Среда, 18.10.2017, 21:34Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
Лучшие книги, фильмы
Главная | 03_01_2013 | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход

Как стать умнее, открываясь пониманию

В толковом словаре один из синонимов прилагательного «умный» - это «понятливый». Скорость и глубина понимания – то, что следует тренировать, чтобы стать умнее. Здесь, понимание я обобщаю как на отношения с людьми, так и на обучение новым навыкам.

Обучение чему-либо можно свести к пониманию этого «чего-либо». В отношениях, да и в жизни вообще, благодаря пониманию, мы начинаем видеть, что с нами происходит, кто мы, какие мы, где мы и куда нам двигаться. То есть, понимание в идеале – дает ответы на все самые важные вопросы. Сам процесс понимания – «шире» ума, т.к. охватывает разные психические процессы, в которые я здесь особо углубляться не хочу.

Один из основных видов понимания – это понимание того, что чувствует и чем руководствуется другой человек. То есть, например, человек говорит вам что-то, а вы его понимаете. Казалось бы, - обыденное явление! Но на самом деле – это большая редкость, которую можно занести в красную книгу психических явлений, как «редкий вид».

Мы не слушаем и не понимаем других людей, а непрерывно судим и оцениваем. Мы делаем вид, что слушаем, автоматически поддакивая, ожидая своей очереди высказаться. В общении нам обычно не интересно, что на самом деле чувствует другой человек и что он пытается до нас донести.

Нам не хочется понимать других людей, потому что они могут оказаться правы, потому что их понимание может пойти вразрез с нашими заблуждениями. Понимание чревато раскачиванием привычных опор ума, на которых держатся наши иллюзорные ценности. И поэтому, чтобы сохранить свой ум нетронутым, мы не слушаем собеседника. Мы в пол уха улавливаем сказанное лишь для того, чтобы проверить насколько это соответствует заезженным шаблонам нашего ума. И вот, если соответствия нет, мы начинаем оценивать, судить, или даже спорить. А если, как нам кажется, слова собеседника вписываются в нашу привычную картину мира, мы говорим: «угу», «да-да!», «точно!». Признаюсь, я и сам так постоянно делаю.

Мы всеми силами избегаем перемен, поэтому не любим слушать и понимать других просто на всякий случай, чтобы не тревожить свои заблуждения. Мы не хотим понимать. Нам хочется, чтобы поняли нас, чтобы собеседник проникся именно нашим мировоззрением и приобщился к нашим заблуждениям идеям. Если с нами согласны, значит, нас типа как бы уважают, любят и принимают, значит, нам не нужно меняться, и можно сохранить свои иллюзии, остановившись в развитии. Такое «приобщение» к нашим идеям, создает видимость единства, в котором болезненное самолюбие собеседников упивается их обоюдными иллюзиями. На таких вот причудах порой и держится «дружба» многих людей.

Настоящее понимание исходит из позиции ученика. Не то, чтобы вы учились конкретно у собеседника. Просто, таким образом, Вы как бы вслушиваетесь в голос жизни. Даже если собеседник несет околесицу, вы не осуждаете и не оцениваете, а понимаете, что конкретно и почему он говорит. Вы чувствуете собеседника. На уровне чувств эту разновидность понимания в психологии называют словом «эмпатия». По сути, эмпатия, - это – практика осознанности в общении. Применяя осознанность в общении, вы быстро схватываете сказанное и открываете в себе способность реагировать чутко.

Такое глубокое понимание – это не попытка залезть в душу и раскусить человека, а простое безоценочное выслушивание того, что говорит собеседник. Благодаря такому выслушиванию, собеседник влияет на нас, т.к. в это время мы открыты для его информации. Но именно в таком состоянии мы способны фильтровать информацию сознательно без подгонки под механические шаблоны ума.

Практика эмпатического выслушивания – техника психологов. И это - один из лучших способов стать умнее. Стать эмпатом и чувствовать других людей, - не значит, что вы должны закрыть рот, и стать рупором, в который собеседник вываливает свой ментальный хлам. Просто именно благодаря эмпатии, вы начинаете понимать других людей, и вступаете в диалог сознательно.


Copyright MyCorp © 2017
Используются технологии uCoz