Суббота, 20.04.2024, 14:45Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
Лучшие книги, фильмы
Главная | Андерграунд (фильм Подполье) Underground режиссёра Эмира Кустурицы, продолжение (часть 2) | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход
…«Времени цыган», а рыба, которую жарит на костре Йован в конце второй части, возможно, является отсылкой к предыдущей ленте Кустурицы «Аризонская мечта» (1993).

История создания

Душан Ковачевич, автор пьесы «Весна в январе», на которой основан фильм, и соавтор сценария.

На момент начала распада Югославии Кустурица уже некоторое время жил в США. В начале войны дом режиссёра в Сараево был сожжён, а его отец Мурат Кустурица умер от сердечного приступа. Эти события побудили Кустурицу вернуться в Югославию, чтобы снять там свой новый фильм[36], попытаться в нём нарисовать картину новейшей истории Югославии[37] и определить её место в современном мире.[2]

Пьеса Душана Ковачевича «Весна в январе» (серб. Пролеће у јануару), на которой основан сюжет фильма, была написана ещё до событий распада Югославии. Кустурицу заинтересовала пьеса, и вместе с автором он переработал её в сценарий фильма.[9] Сценарий в итоге значительно отошёл от пьесы Ковачевича[17] (сохранив, тем не менее, главный мотив), он был значительно дополнен, в том числе, событиями, происходящими в 1990-е во время войн на Балканах.

На главные роли были приглашены как знакомые Кустурице по трём его первым полнометражным лентам актёры, так и те, с кем он ещё не работал. Славко Штимац был знаком режиссёру по первому фильму Кустурицы «Помнишь ли ты Долли Белл?» (1981); исполнитель роли Марко Мики Манойлович играл главную роль в фильме, впервые принесшем Кустурице «Золотую пальмовую ветвь» — «Папа в командировке» (1985); Давор Дуймович был задействован в «Папе в командировке», а также в третьем полнометражном фильме режиссёра «Время цыган» (1988) (роль Баты стала последней для Дуймовича, который уже страдал наркотической зависимостью и в 1999 году покончил с собой). Кроме того, небольшие роли исполнили Бора Тодорович (Ахмед в фильме «Время цыган»), Нелле Карайлич (лидер группы «Zabranjeno Pušenje», в которой после её воссоздания под названием «The No Smoking Orchestra» стал играть Кустурица), в камео появился и сам режиссёр. Остальные главные роли исполнили уже прославившиеся на тот момент югославские актёры Лазарь Ристовски, Мирьяна Йокович и Мирьяна Каранович.

Лазарь Ристовски, исполнитель роли Чёрного, в 2008 году.

Съёмки, студийные и натурные, проходили в основном в Праге. Некоторые эпизоды, в том числе все сцены на реке, были сняты в Болгарии. Только две сцены фильма были сняты в Югославии.[38]

Изначально картина длилась 320 минут[39], и по требованию продюсеров Кустурице пришлось значительно сократить её.[37] После показа в Каннах режиссёр снова перемонтировал фильм для проката.[2] Трёхсотминутная версия была разбита на шесть серий и показана как телеверсия фильма во Франции и Югославии.

Реакция критики

Ещё во время фестиваля в Каннах, когда «Андерграунд» только был представлен широкой публике, его сопровождал крупный успех.[2] Лента была воспринята как эпохальная. В голосовании, проведённом в 1995 году российским журналом «Искусство кино» к столетию кинематографа, Кустурица вместе с Квентином Тарантино лидировал в списке «режиссёров XXI века», а в анкете Сергея Кудрявцева режиссёры были объединены в одного персонажа по имени Квентин Кустурица.[40] После выхода фильма режиссёр, которому было только сорок лет, фактически был причислен к классикам европейского кинематографа.[2][6] Это было выражено и присуждением «Андерграунду» «Золотой пальмовой ветви», которая стала для Кустурицы уже второй — до него две «Ветви» смогли получить только два режиссёра, Фрэнсис Форд Коппола и Билле Аугуст (Сёхэй Имамура и братья Дарденн повторили это достижение уже после Кустурицы).

В отзывах критиков непосредственно после выхода фильма преобладали эмоциональные оценки. Критик Жерар Лефор назвал фильм «знаменитой речью Черчилля: „Я обещаю вам кровь и слёзы“, положенной на музыку „Sex Pistols“».[41] Встречаются оценки картины как важнейшего фильма своего времени[16][42], а также как одного из лучших когда-либо созданных фильмов о войне.[20]

Такая реакция была вызвана как художественными достоинствами фильма (см. соответствующий раздел), так и тем, что Кустурица заставил зрителей поверить в жизненную силу киноискусства на фоне шедших в 1990-е разговоров о кризисе кинематографа.[3]

Скептики называли в числе главных отрицательных черт перегруженность символикой[11], стремление превратить всё в метафору и обилие символов, связанных с одной и той же темой[19]; претенциозность[19]; затянутость фильма, которой остались недовольны и некоторые благожелательно настроенные критики[42][43]; грубый юмор.[42]

Обвинения в пропаганде

Непосредственно после выхода картины в прессе активно обсуждался её политический подтекст. Противники фильма утверждали, что «Андерграунд» — просербский пропагандистский фильм[44], защитники же говорили, что никакой пропаганды лента не содержит[7].

Сразу же после того, как жюри 48-го Каннского кинофестиваля объявило о том, что «Золотая пальмовая ветвь» присуждена «Андерграунду», некоторые либеральные журналисты подвергли это решение критике. Первым и наиболее активным критиком, с которым Кустурица вступил в полемику, стал французский философ и эссеист Ален Финкилькро, опубликовавший (ещё не посмотрев к тому моменту фильм) в газете «Le Monde» статью L’imposture Kusturica. По его мнению, режиссёр извратил историю Югославии последних на тот момент пятидесяти лет, представив её с просербской националистической точки зрения. Кустурица, как утверждается в статье, пытается представить в виде нацистов боснийцев, хорватов и словенцев, а сам выступает на стороне Слободана Милошевича, который, по мнению Финкилькро, является одним из главных виновников войны в Югославии.[45]

Когда «Андерграунд» вышел в прокат, Кустурица написал ответ Алену Финкилькро и опубликовал его в той же «Le Monde» 26 октября 1995 года. В этой статье, названной Mon imposture, режиссёр сделал попытку довести до абсурда предъявленные ему обвинения в поддержке националистических сил, тем не менее, не опровергая их.[46]

Финкилькро, посмотрев фильм, опубликовал ещё одну статью — La propagande onirique d’Emir Kusturica в газете «Liberation». В ней он заявил, что необязательно было смотреть фильм для того, чтобы понять, что он является оскорбительной мистификацией истории Югославии и наполнен пропагандой. Кроме того, Финкилькро подверг критике художественную сторону фильма.[5]

Ещё одним противником Кустурицы был Станко Церович, французский журналист родом из Черногории, который назвал решение каннского жюри политизированным и заявил, что реконструкция истории, проведённая Кустурицей, не имеет ничего общего с действительностью.[44]

Среди деталей, на которые обращали внимание оппоненты Кустурицы, — имена тех партизан, которых Чёрный обвиняет в воровстве (один из них, судя по имени — босниец, второй — хорват)[5][44]; кадры хроники Второй мировой войны, в которых показано, как немецких оккупантов приветствуют в Мариборе (Словения) и Загребе (но не в сербском Белграде)[5][23]; миротворцы ООН («голубые шлемы»), которые охраняют торговца оружием — Марко в третьей части.[44]

Кустурица был настолько уязвлён обвинениями, что заявил о том, что уходит из кино[2][22], однако не сдержал обещания и через три года представил свой следующий фильм «Чёрная кошка, белый кот». История же с полемикой вокруг «Андерграунда» была использована режиссёром Паскалем Бонитцером, в фильме которого «Ничего для Робера» (1999) критик пишет рецензию на фильм хорватского режиссёра, не посмотрев его фильм.

История проката

После успеха «Андерграунда» в Каннах, где фильм был показан впервые 25 мая 1995, многие страны приобрели его для проката. С 25 октября 1995 года картина демонстрировалась в кинотеатрах Франции, затем фильм прошёл и в других странах. Долго не удавалось найти дистрибьютора в США[21], и в итоге «Андерграунд» только 20 июня 1997 вышел на экраны в Соединённых Штатах.[48] В России фильм был показан на большом экране только в 2001 году.[49]

После Каннского «Андерграунд» был вне конкурса показан на фестивалях в Нью-Йорке, Ванкувере и Рейкьявике.

Общие мировые сборы фильма составили 17 155 263 долларов США. В США было собрано $ 6 719 864, в России — $ 195 000.

В ролях

Актёр Роль
Мики МанойловичМарко
Лазарь РистовскиЧёрный
Мирьяна ЙоковичНаталья
Славко ШтимацИван
Эрнст ШтёцнерФранц
Срджан ТодоровичЙован
Мирьяна КарановичВера
Милена ПавловичЕлена
Бата СтойковичДедушка Марко
Давор ДуймовичБата
Бора ТодоровичГолуб
Нелле КарайличЦыган
Бранислав ЛечичМустафа
Драган Николичрежиссёр
Эмир Кустурицаторговец оружием

Список композиций

  1. Kalasnijkov
  2. Ausencia
  3. Mesecina (Moonlight)
  4. Ya Ya (ringe ringe raja)
  5. Kajesukarije
  6. Wedding
  7. War
  8. Undeground
  9. Undeground Tango
  10. The belly button of the world
  11. Sheva

Книги, литература и статьи по теме

Андрей Плахов. Священные чудовища // Всего 33 — Винница: Аквилон, 1999. — С. 137 — 146.

Виктор Распопин. «Андерграунд» («Под землёй»)

Алекс Экслер. Эмир Кустурица

Андрей Плахов. Столетие кино — комментарии

 


Copyright MyCorp © 2024
Используются технологии uCoz