Суббота, 20.04.2024, 14:45 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS |
Лучшие книги, фильмы | |
Главная | Андерграунд (фильм Подполье) Underground режиссёра Эмира Кустурицы, продолжение (часть 2) | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход |
…«Времени цыган», а рыба, которую жарит на костре Йован в конце второй части, возможно, является отсылкой к предыдущей ленте Кустурицы «Аризонская мечта» (1993). История созданияНа момент начала распада Югославии Кустурица уже некоторое время жил в США. В начале войны дом режиссёра в Сараево был сожжён, а его отец Мурат Кустурица умер от сердечного приступа. Эти события побудили Кустурицу вернуться в Югославию, чтобы снять там свой новый фильм[36], попытаться в нём нарисовать картину новейшей истории Югославии[37] и определить её место в современном мире.[2] Пьеса Душана Ковачевича «Весна в январе» (серб. Пролеће у јануару), на которой основан сюжет фильма, была написана ещё до событий распада Югославии. Кустурицу заинтересовала пьеса, и вместе с автором он переработал её в сценарий фильма.[9] Сценарий в итоге значительно отошёл от пьесы Ковачевича[17] (сохранив, тем не менее, главный мотив), он был значительно дополнен, в том числе, событиями, происходящими в 1990-е во время войн на Балканах. На главные роли были приглашены как знакомые Кустурице по трём его первым полнометражным лентам актёры, так и те, с кем он ещё не работал. Славко Штимац был знаком режиссёру по первому фильму Кустурицы «Помнишь ли ты Долли Белл?» (1981); исполнитель роли Марко Мики Манойлович играл главную роль в фильме, впервые принесшем Кустурице «Золотую пальмовую ветвь» — «Папа в командировке» (1985); Давор Дуймович был задействован в «Папе в командировке», а также в третьем полнометражном фильме режиссёра «Время цыган» (1988) (роль Баты стала последней для Дуймовича, который уже страдал наркотической зависимостью и в 1999 году покончил с собой). Кроме того, небольшие роли исполнили Бора Тодорович (Ахмед в фильме «Время цыган»), Нелле Карайлич (лидер группы «Zabranjeno Pušenje», в которой после её воссоздания под названием «The No Smoking Orchestra» стал играть Кустурица), в камео появился и сам режиссёр. Остальные главные роли исполнили уже прославившиеся на тот момент югославские актёры Лазарь Ристовски, Мирьяна Йокович и Мирьяна Каранович. Съёмки, студийные и натурные, проходили в основном в Праге. Некоторые эпизоды, в том числе все сцены на реке, были сняты в Болгарии. Только две сцены фильма были сняты в Югославии.[38] Изначально картина длилась 320 минут[39], и по требованию продюсеров Кустурице пришлось значительно сократить её.[37] После показа в Каннах режиссёр снова перемонтировал фильм для проката.[2] Трёхсотминутная версия была разбита на шесть серий и показана как телеверсия фильма во Франции и Югославии. Реакция критикиЕщё во время фестиваля в Каннах, когда «Андерграунд» только был представлен широкой публике, его сопровождал крупный успех.[2] Лента была воспринята как эпохальная. В голосовании, проведённом в 1995 году российским журналом «Искусство кино» к столетию кинематографа, Кустурица вместе с Квентином Тарантино лидировал в списке «режиссёров XXI века», а в анкете Сергея Кудрявцева режиссёры были объединены в одного персонажа по имени Квентин Кустурица.[40] После выхода фильма режиссёр, которому было только сорок лет, фактически был причислен к классикам европейского кинематографа.[2][6] Это было выражено и присуждением «Андерграунду» «Золотой пальмовой ветви», которая стала для Кустурицы уже второй — до него две «Ветви» смогли получить только два режиссёра, Фрэнсис Форд Коппола и Билле Аугуст (Сёхэй Имамура и братья Дарденн повторили это достижение уже после Кустурицы). В отзывах критиков непосредственно после выхода фильма преобладали эмоциональные оценки. Критик Жерар Лефор назвал фильм «знаменитой речью Черчилля: „Я обещаю вам кровь и слёзы“, положенной на музыку „Sex Pistols“».[41] Встречаются оценки картины как важнейшего фильма своего времени[16][42], а также как одного из лучших когда-либо созданных фильмов о войне.[20] Такая реакция была вызвана как художественными достоинствами фильма (см. соответствующий раздел), так и тем, что Кустурица заставил зрителей поверить в жизненную силу киноискусства на фоне шедших в 1990-е разговоров о кризисе кинематографа.[3] Скептики называли в числе главных отрицательных черт перегруженность символикой[11], стремление превратить всё в метафору и обилие символов, связанных с одной и той же темой[19]; претенциозность[19]; затянутость фильма, которой остались недовольны и некоторые благожелательно настроенные критики[42][43]; грубый юмор.[42] Обвинения в пропагандеНепосредственно после выхода картины в прессе активно обсуждался её политический подтекст. Противники фильма утверждали, что «Андерграунд» — просербский пропагандистский фильм[44], защитники же говорили, что никакой пропаганды лента не содержит[7]. Сразу же после того, как жюри 48-го Каннского кинофестиваля объявило о том, что «Золотая пальмовая ветвь» присуждена «Андерграунду», некоторые либеральные журналисты подвергли это решение критике. Первым и наиболее активным критиком, с которым Кустурица вступил в полемику, стал французский философ и эссеист Ален Финкилькро, опубликовавший (ещё не посмотрев к тому моменту фильм) в газете «Le Monde» статью L’imposture Kusturica. По его мнению, режиссёр извратил историю Югославии последних на тот момент пятидесяти лет, представив её с просербской националистической точки зрения. Кустурица, как утверждается в статье, пытается представить в виде нацистов боснийцев, хорватов и словенцев, а сам выступает на стороне Слободана Милошевича, который, по мнению Финкилькро, является одним из главных виновников войны в Югославии.[45] Когда «Андерграунд» вышел в прокат, Кустурица написал ответ Алену Финкилькро и опубликовал его в той же «Le Monde» 26 октября 1995 года. В этой статье, названной Mon imposture, режиссёр сделал попытку довести до абсурда предъявленные ему обвинения в поддержке националистических сил, тем не менее, не опровергая их.[46] Финкилькро, посмотрев фильм, опубликовал ещё одну статью — La propagande onirique d’Emir Kusturica в газете «Liberation». В ней он заявил, что необязательно было смотреть фильм для того, чтобы понять, что он является оскорбительной мистификацией истории Югославии и наполнен пропагандой. Кроме того, Финкилькро подверг критике художественную сторону фильма.[5] Ещё одним противником Кустурицы был Станко Церович, французский журналист родом из Черногории, который назвал решение каннского жюри политизированным и заявил, что реконструкция истории, проведённая Кустурицей, не имеет ничего общего с действительностью.[44] Среди деталей, на которые обращали внимание оппоненты Кустурицы, — имена тех партизан, которых Чёрный обвиняет в воровстве (один из них, судя по имени — босниец, второй — хорват)[5][44]; кадры хроники Второй мировой войны, в которых показано, как немецких оккупантов приветствуют в Мариборе (Словения) и Загребе (но не в сербском Белграде)[5][23]; миротворцы ООН («голубые шлемы»), которые охраняют торговца оружием — Марко в третьей части.[44] Кустурица был настолько уязвлён обвинениями, что заявил о том, что уходит из кино[2][22], однако не сдержал обещания и через три года представил свой следующий фильм «Чёрная кошка, белый кот». История же с полемикой вокруг «Андерграунда» была использована режиссёром Паскалем Бонитцером, в фильме которого «Ничего для Робера» (1999) критик пишет рецензию на фильм хорватского режиссёра, не посмотрев его фильм. История прокатаПосле успеха «Андерграунда» в Каннах, где фильм был показан впервые 25 мая 1995, многие страны приобрели его для проката. С 25 октября 1995 года картина демонстрировалась в кинотеатрах Франции, затем фильм прошёл и в других странах. Долго не удавалось найти дистрибьютора в США[21], и в итоге «Андерграунд» только 20 июня 1997 вышел на экраны в Соединённых Штатах.[48] В России фильм был показан на большом экране только в 2001 году.[49] После Каннского «Андерграунд» был вне конкурса показан на фестивалях в Нью-Йорке, Ванкувере и Рейкьявике. Общие мировые сборы фильма составили 17 155 263 долларов США. В США было собрано $ 6 719 864, в России — $ 195 000. В ролях
Список композиций
Книги, литература и статьи по темеАндрей Плахов. Священные чудовища // Всего 33 — Винница: Аквилон, 1999. — С. 137 — 146. Виктор Распопин. «Андерграунд» («Под землёй») Андрей Плахов. Столетие кино — комментарии
Раздел: КНИГИКниги в формате mobi для Amazon Kindle в разделе БИБЛИОТЕКА |
Copyright MyCorp © 2024 |
Используются технологии uCoz |