Пятница, 26.04.2024, 16:43Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
Лучшие книги, фильмы
Главная | Пролетая над гнездом кукушки | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход

Пролетая над гнездом кукушки

Фильмы 1975 года

Режиссёр Милош Форман Продюсеры Майкл Дуглас и Саул Зейнц

Журнал Тайм включил этот роман в свой список 100 лучших англоязычных произведений с 1923 по 2005.

Начало 1970 — время «новой голливудской волны». Роман Кена Кизи «Пролетая над гнездом кукушки» был опубликован в 1962 году и стал бестселлером в США. Книга быстро стала классикой поколения битников и уже к 1975 году была переиздана в США более двадцати раз. Став главным событием кинематографической осени 1975 года, фильм получил хорошую прессу и весьма благоприятные отзывы критики. После того, как в январе 1976 года «Пролетая над гнездом кукушки» выиграл «Большую пятёрку» Золотого глобуса (единственный раз в истории этой премии), он стал фаворитом и в гонке за «Оскарами». Главными конкурентами считались «Барри Линдон» и «Собачий полдень», но во время 48-й церемонии вручения золотых статуэток фильм Формана второй раз в истории завоевал пятёрку наиболее значимых «Оскаров».


Сцена в конце вечеринки в отделении. Главный герой засыпает перед открытым окном, которое ведёт на свободу. О чём задумался Макмёрфи? Эта тайна и есть тайна всего фильма (Роджер Эберт).

Сюжет

Действие происходит в 1963 году. Преступника Рэндла Патрика Макмёрфи (Джек Николсон) переводят из тюрьмы в психиатрическую клинику для освидетельствования.

Попав в отделение, Рэндл Макмёрфи сразу сталкивается со строгим распорядком, установленным старшей медсестрой Милдред Рэтчед (Луиза Флетчер).

Сестра Рэтчед (Луиза Флетчер) и Билли Биббит (Брэд Дуриф). Игра этих актёров была особо отмечена критиками.

Порядки, установленные медсестрой, и вмешательство в личную жизнь пациентов во время сеансов групповой терапии вызывает протест у нового пациента. Макмёрфи не понимает, почему мужчины, пусть они даже больные, терпят такое обращение со стороны женщины. Макмёрфи заключает пари на то, что он может сбежать, когда захочет. Рэндл пререкается с медперсоналом, организует в отделении уголок азартных игр, проводит голосование, дабы получить разрешение больным неурочно посмотреть Мировую серию по телевизору. После неудачного голосования он сближается с хроническим больным по кличке Вождь, крупным индейцем, которого все считают глухонемым. Наконец, Макмёрфи устраивает самовольную отлучку из больницы, отправившись с группой пациентов на рыбалку.

В ходе консилиума лечащие врачи склоняются к тому, что Макмёрфи симулянт и его необходимо отправить назад в тюрьму отбывать срок. Однако сестра Рэтчед настаивает на том, чтобы оставить его в отделении. Задержанный на принудительное лечение Макмёрфи неожиданно для себя узнаёт, что большинство пациентов в отделении находятся добровольно и его попытки посягнуть на власть медсестры совершенно бессмысленны. Понимая, что его могут оставить в больнице на неопределённо долгий срок, Патрик решает бежать.

Во время очередного сеанса социальной терапии больной Чесвик теряет контроль над собой. Макмёрфи и Вождь пытаются защитить его перед санитарами, и восставших больных обездвиживают. Затем всех троих отправляют на сеансы электрошоковой терапии. Перед процедурой Рэндл узнаёт, что Вождь говорит и слышит, но предпочитает хранить это в тайне. Придя в себя и вернувшись назад в отделение, Макмёрфи решает, что дальше тянуть нельзя, и предлагает Вождю соучастие в побеге. Подкупив охранника, он приглашает в отделение своих знакомых девушек и устраивает прощальную вечеринку. Когда Макмёрфи уже собирается покинуть больницу, Билли Биббит намекает ему, что хотел бы переспать с одной из девушек. Молодые люди уединяются. Не удержавшись после выпитого спиртного и бурной ночи, Рэндл, как и все в отделении, засыпает.

Наутро медсестра Рэтчед обнаруживает погром в отделении, попытку побега и потерявшего девственность Билли Биббита. Рэтчед угрожает Биббиту тем, что расскажет о таком недостойном поведении его матери, близкой подругой которой она является, чем приводит его в шоковое состояние и вынуждает выдать зачинщика ночной вечеринки. Биббита в суматохе оставляют ненадолго одного, и он кончает жизнь самоубийством, перерезав себе сонную артерию. В ярости от того, что Рэтчед довела до самоубийства слабого и больного Биббита, Макмёрфи набрасывается на медсестру и с силой начинает душить Рэтчед, но его в последний момент оттаскивают санитары, и Рэтчед выживает, получив серьёзную травму шеи.

Жизнь в больнице продолжается. Через некоторое время Рэндл снова появляется в отделении. Вождь видит, что его ведут под руку санитары. Вождь обрадовался возвращению своего единственного друга и говорит ему, что он готов совершить побег, что он чувствует себя большим, как гора. Но замечает, что Макмёрфи не реагирует на его слова. Присмотревшись, он обнаруживает шрамы с левой и правой сторон лба и понимает, что тот перенёс лоботомию и теперь это уже не Макмёрфи-симулянт, а действительно больной человек. Вождь говорит ему, что он не хочет уходить без Макмёрфи, что не хочет оставлять его в таком состоянии. Вождь говорит Макмёрфи: «Пошли», — и душит его подушкой. Затем, выбив зарешёченное окно тяжёлой мраморной колонкой, вырванной из душевой, выбирается на свободу и убегает.

Винсент Кэнби (New York Times) написал, что картина не даёт ни на йоту усомниться в безупречном вкусе режиссера. Сергей Кудрявцев привёл работу Формана в качестве редкого примера того, как фильм получил высочайшие оценки и со стороны массовой аудитории, и, одновременно, от самых требовательных специалистов.

В центре сюжета картины прямой вызов истеблишменту героем-одиночкой, олицетворяющим в себе бунтарский дух Америки 1960-х. Джек Николсон успешно продолжил разрабатывать мотив нонконформистского конфликта, затронутый им в предыдущей работе «Пять лёгких пьес». В излюбленной теме Формана — контркультура, столкновение индивидуума и системы, противопоставление внешней и внутренний свободы — он находит новый подход. Казалось, в психиатрической клинике изгой общества может найти покой и убежище, но даже тут его неотвратимо настигает «коллективное безумие». Главному герою удаётся подбить своих товарищей на небольшой бунт, но Вождь не зря предупреждает Макмёрфи, вспоминая о своём отце «Они поработали над ним, так же как и поработают над тобой». Концовка отражает неизбежное — система преодолевает сопротивление одиночки.

Система не способна вылечить пациентов и только усугубляет их состояние. Выходки МакМэрфи парадоксальным образом благотворно влияют на узников «кукушкиного гнезда». Он возвращает Вождю слух и речь, а Билли излечивает от заикания. Роджер Эберт оценил как один из наиболее важных для восприятия картины эпизодов тот, в котором МакМэрфи, отложив побег, ждёт, привалившись к стене, свою подругу и Билли Биббита. Загадочная улыбка МакМэрфи — ключ ко всей тайне фильма. Бунтарь, восставший против системы, не уходит, а остаётся и встречает свою судьбу и смерть как нечто неизбежное — то, к чему он шёл.

Различия между фильмом и книгой

Фильм Милоша Формана кардинально отличается от романа Кена Кизи . Конфликт между создателями картины и автором романа, закончившийся взаимными нападками и судебным процессом инициированным Кизи, привлёк внимание критиков и журналистов. Неоднозначное режиссёрское толкование идей классика литературы битников получили подробное освещение. Причины были не только в том что сценарий вынужденно купирован по сравнению с книгой, в связи с необходимостью уместить сюжет в ограниченный кинематографический формат. Разное время создания книги и сценария (1960-е и 1970-е разные эпохи) и принципиально разное мироощущение художников привело к такому результату.

Фильм Формана замечательное явление, и он останется сиять в веках, но в высшем смысле картина не дотягивает до страсти, глубины и постижения книги. Роман Кизи пропущен сквозь параноидальное сознание рассказчика, Вождя Бромдена. Выбрав стиль комического реализма Форман потерял неповторимый оттенок кошмара, превращающий книгу в вывернутую аллегорию больной реальности.

— Джек Кролл. Newsweek 

Критик Салли Хоуксфорд отметила, что идеи заложенные в книге не совместимы с чисто комедийным подходом избранным Форманом. В картине нет и присущей книге значительной доли символизма, предвосхищающего трагическую концовку. В книге МакМёрфи ожидая электрошоковой терапии говорит «А терновый венец дадут?», в картине эта реплика отсутствует. Кинематографическая трактовка ключевых эпизодов повествования сильно отличается от книжной. Показательно, что в романе рыбалка тщательно спланированное и разрешённое администрацией событие. МакМёрфи пришлось пройти по бюрократическим инстанциям госпиталя. В фильме рыбалка самовольная отлучка пациентов и выглядит как спонтанное решение.

Материал из Википедии — свободной энциклопедии Пролетая над гнездом кукушки (фильм)

Похожее кино: Пробуждение Человек дождя

Кинематограф Восточной Европы — прощание с прошлым  (рус.) // Киноведческие записки. — 2005. — № 71.


Copyright MyCorp © 2024
Используются технологии uCoz