Суббота, 27.04.2024, 04:47Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
Лучшие книги, фильмы
Главная | Вера | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход

Вера

Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом (Апостола Павла послание к Евр.11;1 Новый Завет).

Молитвы

  Пауло Коэльо. Дневник мага

Когда мы любим кого-то или верим во что-то всем сердцем, мы чувствуем себя сильнее, чем мир, и нас осеняет спокойная уверенность, проистекающая из сознания того, что никто не поколеблет нашу веру.

Лобсанг Рампа. Отшельник

Учитесь терпеть сейчас. Вырабатывайте в себе стойкость сейчас. Учитесь всегда применять позитивный подход сейчас, ибо в течение жизни вам предстоит познать голод и жажду; они будут вашими постоянными спутниками. Многие будут обижать вас, многие будут пытаться низвести вас до своего уровня. Лишь при помощи позитивно — всегда позитивно — настроенного разума вы сможете выжить и преодолеть все те испытания и несчастья, которые вас неизбежно ожидают. Нужно учиться сейчас. Использовать то, чему вы научитесь сейчас, вы сможете всегда. Пока у вас есть вера, пока вы настроены позитивно, вы сможете вытерпеть все нападки своих врагов.

Молитва Оптинских Старцев

Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день.

Дай мне всецело предаться воле Твоей Святой.

Во всякий час сего дня во всем наставь и поддержи меня.

Какие бы я не получал известия в течение дня, научи меня принять их со спокойной душою и твердым убеждением, что на все Твоя Святая воля.

Во всех словах и делах моих - руководи моими мыслями и чувствами.

Во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что все ниспослано Тобою.

Научи меня прямо и разумно действовать с каждым членом семьи моей, никого не смущая и не огорчая.

Господи, дай мне силу перенести утомление наступающего дня и всех событий его.

Руководи моею волею и научи меня молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать и любить.

Аминь.

Пауло Коэльо. На берегу Рио-Пьедра села я и заплакала

Для того чтобы начать духовную жизнь, не нужно поступать в семинарию, поститься, быть трезвенником и сторониться женщин. Достаточно верить в Бога и принимать Его.

о. Александр Мень

Неверующих вообще нет. Никого! Каждый человек рождается с врожденным ощущением веры. Разница только в том, что один осознает и формулирует свою веру как некое мировоззрение, а другой инстинктивно верит. Все равно человек не перестает верить, что жизнь имеет смысл. Он чувствует это. Он может это как бы инстинктом ощущать. Мы все дети Божии. Только одни знают это, а другие остаются как бы сиротами.

Николас Спаркс. Дневник памяти

Вероятность, а не уверенность – вот что ведет меня по пути, иногда я напоминаю себе азартного игрока. Можете считать, будто я мечтатель или глупец, но я верю: в этом мире все возможно.

Священник Георгий Завершинский

Вера возникает, когда мы ощущаем, чувствуем присутствие в нашей жизни другого «я», относящегося к другой Личности, Которая неизмеримо выше нас нравственно и духовно и, в этом отношении, обладает определенной властью вести нас за Собой. Главный евангельский принцип «следуй за Мной» начинает действовать и побуждает нас к вере или доверию Тому, Кто, как мы необъяснимо почувствовали, является несравненно большим нас во всем, что является высоким и лучшим в жизни. Представление об этом до определенной степени является свойством человеческой природы, по замыслу Создателя входит в нее.

Господи, дай мне мужество бороться с тем, что можно изменить!
Господи, дай мне силы смириться с тем, что нельзя изменить!
Господи, дай мне разум отличить первое от второго!

Молитва древних

Вера, полувера и безверие

Притча от Роберта Стивенсона

В давние времена отправились в паломничество три человека; один из них был священником, другой добродетельным человеком, а третий был просто старым бродягой с топором.

В пути священник заговорил об основах веры.

— Мы обретаем доказательства нашей религии в делах природы, — сказал он и ударил себя в грудь.

— Это правда, — сказал добродетельный человек.

— У павлина скрипучий голос, — сказал священник, — как всегда говорилось в наших книгах. Как приятно! — воскликнул он таким голосом, как будто собирался разрыдаться. — Как успокоительно!

— Мне не нужны такие доказательства, — сказал добродетельный человек.

— Тогда у тебя нет разумной веры, — сказал священник.

— Истина велика, и она возобладает! — воскликнул добродетельный человек. — Есть вера в моей душе; уверен, есть вера и в сознании Одина.

— Это всего лишь игра слов, — возразил священник. — Целый мешок такого хлама — ничто по сравнению с павлином.

Как раз тогда они проходили мимо деревенской фермы, где был павлин, сидевший на жерди; птица открыла рот и запела соловьиным голосом.

— Что вы теперь скажете? — спросил добродетельный человек. — А меня всё это не остановит! Истина велика и она возобладает!

— Чтоб дьявол унёс того павлина! — сказал священник; и ещё мили две он был мрачен.

Потом они достигли алтаря, где Факир показывал чудеса.

— Ах! — сказал священник, — вот подлинные основы веры. Павлин был всего лишь средством. Вот основа нашей религии.

И он ударил себя в грудь и застонал, как будто его терзали колики.

— А с моей точки зрения, — сказал добродетельный человек, — всё это имеет такое же значение, как и павлин. Я верю, потому что вижу, что Истина велика и она возобладает; и этот Факир может продолжать свои фокусы до Судного Дня, и не подействуют они на такого человека, как я.

Тут Факир настолько разозлился, что его рука задрожала; и вот! — посреди чуда из его рукава выпали карты.

— Что вы теперь скажете? — спросил добродетельный человек. — А меня всё это не остановит!

— Дьявол побери этого Факира! — вскричал священник. — Я в самом деле не вижу ничего хорошего в том, чтобы продолжать это паломничество.

— Не стоит унывать! — воскликнул добродетельный человек. — Истина велика, и она возобладает!

— Если вы совершенно уверены, что она возобладает, — сказал священник.

— Даю слово, — сказал добродетельный человек.

Так что священник двинулся дальше с лёгким сердцем.

Наконец явился гонец и поведал им, что всё пропало: что силы тьмы осадили Небесные Чертоги, что Один должен умереть и что зло торжествует.

— Я был обманут! — вскричал добродетельный человек.

— Теперь всё пропало, — сказал священник.

— Интересно, не поздно ли ещё договориться с дьяволом? — спросил добродетельный человек.

— О, я надеюсь, что нет, — сказал священник. — Во всяком случае, мы можем попытаться. Но что вы там делаете с вашим топором? — обратился он к бродяге.

— Я иду умереть с Одином, — ответил тот.

ВЕРА

жен. уверенность, убеждение, твердое сознание, понятие о чем-либо, особенно о предметах высших, невещественных, духовных;

| верование; отсутствие всякого сомнения или колебания о бытии и существе Бога; безусловное признание истин, открытых Богом;
| совокупность учения, принятого народом, вероисповедание, исповедание, закон (Божий, церковный, духовный), религия, церковь, духовное братство.
| Уверенность, твердая надежда, упование, ожидание;
| ·стар. клятва, присяга. Слепая вера противна рассудку. Вера по убеждению, слияние разума с волей. "Вера, это та способность разума, которая воспринимает действительные (реальные) данные, передаваемые ею на разбор и сознание рассудка" Хомяков. Вера в бессмертие души. Вера наша тверда и права, вера христианская. Вера твоя в меня не обманет тебя, надейся, ·т.е. я тебя не обману. Дать кому или чему веру, поверить, не сомневаться в ком или в чем. Дать кому что на веру, взять на веру, на совесть, на слово; вдолг, взаймы. Он у меня вышел из веры, я изверился, я ему не верю, знаю, что он обманывает. Отдать кому что на веру, отдать на совесть, на присягу. Здесь такая вера, у них такая вера, сиб. обычай, заведение, правило.
| сев. охота, желание, намеренье, стремление. Мне вера есть жениться. Ему не вера пойти, не хочется, не охота, Ему верки нет, курск. не верят. С верой нигде не пропадешь. Вера спасает. Вера и гору с места сдвинет. Без дел, вера мертва (нема) перед Богом. Веру к делу применяй, а дело к вере. Без веры Господь не избавит, без правды не спасет (не исправит) Не та вера правее, которая мучит, а та, которую мучат. Что мужик, то вера; что баба, то устав, говорят о раскольн. Песья, собачья вера, безверье. Мера всякому делу вера. Не все верою, ино и мерою. Не всюду с верою, инде с мерою. Первому дураку не верь, первому вралю веры не давай. Люди лгут, а нам веры не имут. У них вера крепка, говорят о народе: нравственность хороша. Веровать или верить во что, кому или чему; иметь веру, дать веру, поверить; принимать за истину, не сомневаться, быть уверену; иметь к кому или кчему доверенность, доверять, давать на веру, на совесть. Веровать сильнее положительнее, чем верить, и употр. о предметах высших. Не верь выезду, верь приезду. Счастью не верь, а беды не пугайся. Кто легко верит, легко и погибает. Не верь ушам, верь очам. Не верь речам, верь своим глазам. Никому не верь, только счету верь. Не всякому слуху верь, не всякую правду сказывай. Ни голосу, ни волосу не верь, о женщине. Кому как верят, так и мерят. Никому не верит, а сам меряет. Молодой старому не верат (и наоборот). Верую сущ., нескл. Символ Веры. Вероваться, вериться, безличн. И видишь, да не верится, нельзя верить; поневоле верится, веришь нехотя. Не веруется им ни во что. Не видав, девушке верится, счастье замужем. Она верует за него замуж, или ей за него веруется, олон. желается, хочется. Веритися ·стар. присягать, принимать присягу. Верованье ср. действие верующего; вера, ·в·знач. убеждения, духовного действия. Выверить часы. Доверить что кому. Заверить кого в чем. Народ изверился. Поверить счет, переверить его снова. Проверить его наскоро, сверить с запискою. Уверить кого в чем; разуверить. Верный, исповедующий истинную веру;
| вполне преданный вере своей, верующий безусловно;
| сполна кому или чему преданный, неизменный, надежный, на кого можно положиться;
| не ложный, правдивый, точный, истинный, подлинный, достоверный. Верно нареч. достоверно, истинно, правдиво, точно, несомненно, неложно. От верного человека верные вести. Верен раб, и господин ему рад. Верно служу, ни о чем не тужу. Верен счет, коли в руках приход. Верен как золото. Служи верно: награжу примерно. Перемеряно и переверено; верно и мерно. Это верно, как сто баб нашептали. Верно говорят также вместо вероятно, конечно, надо-быть, знать, видно, думаю, что так. Верно, он сегодня не будет, не придет. Верник муж. доверенный человек, кому кто верит, доверяет: уполномоченный кем, имеющий от кого законную доверенность;
| верный список с чего-либо, снимок, противень, скрепленный или подписанный: верно. Верняк муж. верное, несомненное дело. На верняка только обухом бьют, да и то промах живет. И верняк срывается. Обобрать кого наверняка, мошеннически, особ. в карты. Верность жен. свойство верного: полная преданность, правдивость, твердость в слове, стойкость в деле;
| надежность, точность, исправность, достоверность, правдивость. истина. Открыть тайну, погубить верность. Веритель муж. -ница жен. верщик муж. -щица жен. доверитель, поручающий кому что с известным полномочием; давший кому доверенность, либо верющее письмо. Верительный, верющий, о письме, бумаге, свидетельствующий о поручении кому дела. Верительная грамота. Верющее письмо Верючий архан. доверчивый, верующий, легковерный, доверяющий. Верователь, -ница, кто верит чему, во что. Веружа? жен., сев. эпитимия духоборцев, наказание; подвиги духа и плоти. Веружник муж., ·раскольн. подвигоположник, верижник. Верноподданный, гражданин, прирожденный жиель, в отношении к государю; подданный, обязанный верностью, присягнувший на верноподданство государю. Верноподданнический, свойственный приличный подданному, гражданину, сыну отечества Вероимный или вероимчивый, склонный верить всему, легковерный;
| но вероимный, о деле, случае, употр. также вместо имоверный, вероятный, сбыточный. Вероимание, вероимство ср. действие и вероимчивость жен. свойство вероимного человека, доверие, доверчивость, легковерие. Вероисповеданье ср. исповеданье, вера, признаваемая каким-либо народом, религия;
| образ богопочитания по учению и по обрядам внешним. Вара христианская, мусульманская, языческая; вероисповеданье православное, католическое и пр. Вероисповедатель, -ница, вероисповедник -ница, кто исповедует какую-либо веру, признающий известное исповеданье. Вероломный, о человеке нарушающий клятву, присягу, верность, обет обещание, слово; о деле или поступке то же, также принадлежащий, свойственный клятвопреступному лживому человеку, вероломственный. Вероломник, -ница, веролом, вероломец, вероломка, клятвопреступник, обманщик, изменник, неверный, лживый человек. Вероломность жен. свойство, качество вероломного. Вероломство ср. действие, поступок веролома; нарушение клятвы верности, данного слова или обещания. Вероломствовать, ломать клятву, присягу, нарушать верность, данное слово, обещание. Веронарушение ср. нарушение веры, проступки или преступления против исповедуемой кем-либо веры. Веронарушитель, -ница, преступник против законов веры исповеданья, религии или церкви. Вероотметный, -отступный, отметающий всякую веру, богоотступный, или отступающийся от веры, в которой; рожден и воспитан; также до сего относящийся или вероотступнический. Вероотметство вероотступничество ср. действие или состояние это. Вероотметник, -ница, вероотметчик -чица, вероотступник, -ница, вероотрицатель, -ница, кто отвергает свою или всяку веру, кто отступается от ее, отрицает, оспаривает ее. Вероподобие ср. подобие веры, исповедания. Это не вара, а одно какое-то вероподобие
| Правдоподобие, вероятие, сходство с истиной. Это все ложь, нет и вероподобия. Вероподобный, правдоподобный, вероятный, имоверный. Веропроповедник муж. -ница жен. учитель веры, гласно учащий, проповедующий основы, истины, начала веры; оглашатель слова Божия: обратитель неверных в христианство, миссионер; веропроповедничество или веропроповедание ср. действие это; веропроповедный, веропроповеднический, к этому предмету относящийся. Веротерпимость жен. свобода иноверцам исповедовать веру свою. Впротерпимое государство, не стесняющее иноверцев в отправлении обрядов. Вероятие ср. принятие чего за истину. Слух этот не заслуживает никакого вероятия.
| Правдоподобие, вероподобие, или правильнее вероятность жен. Вероятный, правдоподобный, вероподобный, имоверный, вероимный, достойный вероятия. Вероятно нареч. правдоподобно, похоже на правду; может быть; по-видимому так, верно, видно, чаятельно, уповательпо, должно или можно полагать.
Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863-1866.

ВЕРА – это одновременно факт сознания и бессознательного (интуитивная вера). В качестве феномена сознания она выступает как идейная, мировоззренческая позиция принятия или непринятия (в этом случае говорят о неверии) определенных утверждений или поступков (как целесообразных, ценных, истинных, справедливых и т.п.) без предварительной фактической или логической проверки. Основанием для такого акта сознания является внутренняя субъективная уверенность, не нуждающаяся в доказательствах.

Как феномен бессознательного веру можно охарактеризовать понятием психологической установки. В ее основе лежит личный опыт, а также потребности, желания, чувства человека. Особое место среди них занимает любовь. Как правило, человек верит в то и в того, что и кого любит. Человек верит потому, что ему хочется верить, и он не нуждается в оправданиях своей веры. Этим объясняется устойчивость этого состояния. Сложившееся верование с трудом корректируется и подвергается коренному изменению при столкновении с противоречащими фактами и контраргументами. Наиболее выпукло социально организованная вера представлена в религии, которая покоится на вере в высшее, сверхъестественное начало, или в бога.

Веру, понимаемую не только в религиозном смысле, а широко, как она определена выше, можно обнаружить во всех видах деятельности человека, будь это каждодневное общение, игра, спорт, творчество, религия, искусство, наука, врачебное «искусство» и т. п. При этом она выполняет различные функции, связанные с разными аспектами своей идейной и психологической природы.

Важнейшей стороной веры выступает ее познавательная (гносеологическая) природа и соответственно ее роль в познании. В истории учения о вере господствовало «отлучение» веры от знания, в особенности от научного, резкое противопоставление веры и знания. Это объяснялось главным образом потому, что феномен веры трактовался узко, лишь как религиозная вера. Сегодня у веры рассматривается и определенный познавательный аспект. Как всякий акт познания, она имеет свой определенный предмет: верят во что-нибудь и чему-нибудь или кому-нибудь (в этом случае говорят о доверии или недоверии). Например, верят в успех, в победу, в людей, в бога и т.п. Не доверяют ненадежным людям, а в случае крайнего удивления – своим органам чувств («глазам своим не верю» или «ушам»). Вера бывает истинной и ложной. Истинная вера получает практическое подтверждение, когда достигается поставленная цель. Примерами ложной веры могут быть различные суеверия. Разумеется, ложная вера противоположна знанию, она не совместима с ним. Другое дело – вера, корни которой находятся в опыте интуиции. Взаимное общественное доверие предполагает неявное согласие, интеллектуальную страстность, владение языком, влияние культурного наследия, взаимное притяжение«братьев по разуму». Все это дает основание утверждать, что вера является одним из источников знания. Человек верит в свои собственные убеждения, иначе они не убеждения. Он доверяет собственным познавательным возможностям. Это не исключает разумных сомнений и здравого скептицизма. Они полезны и не имеют ничего общего с абсолютным неверием в познаваемость мира (с агностицизмом).

Другой аспект веры – аксиологический, ее ценностное отношение к тому, что существует и что может быть. Здесь просматривается связь веры с потребностями, интересами личности, ее идеалами. Масштаб и характер этих интересов и идеалов может быть различным. Предметом веры могут быть заурядные желания, реакционные цели и ценности, но также «сверхценные» идеалы, например, вера в гуманистические ценности подлинной человечности (вера в творческое предназначение человека), религиозная вера и др. Утрата такой веры отрицательно сказывается на личности человека, порождая нравственную вседозволенность (моральный релятивизм), бесплодный скепсис, цинизм, чувство бессмысленности существования и т.п.

Вера компенсирует недостаток «высокого» в обыденной жизни и, как правило, сопровождается надеждой на будущее. «Вера, надежда и любовь» – это та «троица», которая составляет психологическое ядро не только религиозного, но любого ценностного сознания, например, художественного. Художник любит творческий акт и то, что он создает, верит в свою художественную идею и надеется на успешное завершение своего труда. Врач по призванию с любовью относится к своим пациентам, верит в методы своего лечения и надеется на успешное выздоровление больного. Связь веры с любовью и надеждой присуща творческому акту в любой профессии.

ВЕРА

Еще один существенный аспект веры – деятельно-волевой. Вера обнаруживает здесь себя как фактор активности или пассивности личности, осуществляя функцию стимулирования душевных сил, энергии и воли. Эта функция особенно дает о себе знать в экстремальных условиях, в трудных фазах творческой деятельности, когда требуется особое напряжение, чтобы преодолеть ситуацию неопределенности, дефицита информации, противоречий и других препятствий. Она способствует преодолению сомнений, колебаний, неверия. Неверие это тоже активность сознания, только с отрицательным знаком. Перед человеком, особенно в творческих процессах, возникает задача преодолеть отжившие стереотипы. Нередко этому способствует вера в здравый смысл, в нравственные истоки свершаемых дел.

Вера и неверие – это крайние полюса, между ними много промежуточных психологических состояний (сомнений, недоверия и т.п.). Склонность верить или не верить может превратиться в твердую веру или полное неверие под воздействием различных факторов. Среди них важное место занимает сила положительного или отрицательного примера. Многое зависит от веры самого воспитателя.

Но главное значение имеет вера в себя, уверенность (или неуверенность) в своих силах, насколько человек доверяет (или не доверяет) своей интуиции. Каждый человек так или иначе оценивает сам себя. Эта самооценка – важный фактор саморегуляции активности или пассивности действий человека. Самооценка может быть заниженной, личность сомневается, не верит в свои способности. Но она может быть и завышенной, когда уверенность в себе оборачивается самоуверенностью, самомнением. Самооценка протекает по-разному, она может быть осознанной, но многое может и не осознаваться. В этом случае можно говорить об интуитивной самооценке, о чувстве субъективной уверенности или неуверенности.

Адекватная самооценка и адекватная вера в себя выполняют санкционирующую функцию. Они дают «добро», когда необходимо принять правильное решение, совершить какое-либо ответственное дело. Особенно важна эта функция веры в творческих актах. Она является одним из источников смелости и мужества творческой личности, часто идущей наперекор традиции и сложившемуся мнению.

Великие ученые нередко доверяли своему эстетическому чутью. Так, А.Эйнштейн высказал много идей, истоки которых были зачастую не логической, а эстетической природы. Несоответствие эксперимента и теории волновало его меньше, чем эстетическая дисгармония в основных объясняющих принципах. Вера в свое эстетическое чутье стимулировала его мышление, побуждала его избавиться в этих объяснениях от всего лишнего. Получившему религиозное воспитание, великому ученому нужна была незаурядная смелость, чтобы сказать о себе: «Я глубоко религиозный атеист».

От слова «вера» производно слово «верность». Вера в себя означает быть верным себе. Ван-Гог гордо писал: «пусть я останусь верным себе… Я не побегу за любителями и торговцами картин: пусть тот, кто хочет, придет ко мне».

У Л.Мартынова есть стихотворение Вера, где есть такие слова: «Но знай: побеждают в борьбе (Ученый, художник и воин) / Сумевшие верить себе». Именно такая вера была свойственна выдающимся историческим деятелям и полководцам: Александру Македонскому, Робеспьеру, Суворову, Наполеону и многим другим. Сам Наполеон, например, признавался в том, что проиграл битву под Ватерлоо не в последнюю очередь от того, что утратил веру в победу, в свои способности, что во многом парализовало его волю.

Уверенность в себе, опирающаяся на совесть, – база для нравственной саморегуляции личности, ее активности на поприще свершения добрых дел. Главное, говорил писатель В.Каверин, это «верить своему нравственному чувству».

У известного психиатра Ж.М.Шарко есть труд Исцеляющая вера. В ней убедительно, на конкретных фактах показывается роль веры в себя, силы духа для выздоровления при различных болезнях, иногда, казалось, бы неизлечимых. Вера играет решающую роль в нахождении оптимальных средств самоизлечения. Анализ известных случаев, когда вера в выздоровление помогла справиться с кризисной ситуацией, показывает, как вера зарождается, укрепляется, превращается в твердую веру как важно создавать у больного веру и всячески поддерживать ее.

Вера в себя важна не только для физического, телесного выздоровления, но и для процессов самовоспитания в широком смысле, для самосовершенствования.

Существуют два основных психологических процесса, в ходе которых возникает вера: внушение и самовнушение.

Энциклопедия Кругосвет 300 профессоров, 1500 докторов наук России

В. Кемеров. Философская энциклопедия. - "Панпринт", 1998 г.

ВЕРА

 

(от лат. veritas - истина, verus - истинный) - 1) духовная способность человеческой души непосредственно знать сокровенные слои бытия ("естины"), мистически пребывать в средоточии познаваемого предмета и интуитивно постигать сущности; 2) способность человека признавать адекватность своих чувственных образов воспринимаемым вещам и явлениям; 3) оценивание высказываний и иных форм опосредованного знания как истинных без достаточных логических и фактических обоснований. С этимологической точки зрения, выражение "проверить истинность утверждения" имеет тавтологический характер, поскольку "проверить" означает не что иное, как установить истину. От слова "вера" производны: достоверность, вероятность, верность, проверка, доверие, верование, вероисповедание и др. Многозначность слова "вера" часто ведет к недоразумениям, когда им обозначают разнородные реальности. Одно дело верить показаниям измерительных приборов или словам очевидцев, но другое дело верить в идею, аксиому, доктрину, теорию. Сохранять верность другу или авторитету вовсе не то же самое, нежели удостоверяться в чем-либо на собственном опыте. Подсчет вероятности (правдоподобности) некоторого события отличается от верования в интуитивное откровение сущности. Русскоязычный собирательный смысл термина "вера" недостаточен для дифференциации двух противоположных путей человека к сверхчувственному - (а) пути к скрытому миру через внешний опыт, знаки и понятия и (б) пути к Полноте Бытия (естине) через прямое пребывание человеческой души в вездесущем духе, прообразах, познаваемых оригиналах. В англоязычных странах термином "фэйтх" (faith) обычно обозначают духовное и сакральное отношение  человека к бытию, истине, а светское и гносеологическое отношение к истине закреплено в термине "билиф" (belief). Целесообразно воспользоваться этой традицией и ввести в русскоязычный философский оборот два родовые понятия - "фэйтх-веру" и "билиф-веру".

Будучи реальным компонентом космического целого, каждый индивид пронизан едиными для всего универсума незримыми связями, пребывает в них и переживает их. Непосредственное пребывание в связях бесконечного и целого бытия - предпосылка фэйтх-веры как непосредственного знания. Фэйтх-вера есть духовное влечение души к предельным основаниям бытия, мистическое пребывание в них, прямое видение трансцендентных сущностей и (или) субстанциальных связей. Фэйтх-вера, или духовная В., не является копией своего предмета и не описывается как субъективный образ (карта) объективного мира; она как бы слита с оригиналом. Между нею и ее предметом отсутствуют такие обычные для внешнего познания посредники, как идолы, идеалы, копии, знаки, символы и знамения. Ее предмет - не феноменальный, а ноуменальный мир. Фэйтх-вера может пониматься как подлинное начало человеческого познания и прямой источник информации о мире в целом и крупных сферах бытия. Пребывание в "вещах в себе" (в оригиналах) обусловливает духовной В. максимальную достоверность, тождество гносеологической истинности как соответствия знания действительности и онтологической истины (истины).

Фэйтх-вера как влечение души индивида к беспредельному духу устраняет противопоставленность души и духа, субъекта и объекта, порождает неутилитарное отношение человека к безусловным духовным ценностям, оборачивается высшими внутренними чувствами любви и красоты. Потрясение от притяжения к бесконечному, от надежности, красоты и истинности космической жизни, испытываемое в фэйтх-вере, вызывает потребность выразить молчаливое непосредственное знание  в словах, жестах и иных текстах. Три аспекта фэйтх-веры - положенность души в духе, интуитивная представленность сущностей и внерассудочная оценка созерцаемого совестью - требуют своего опосредованного развертывания и выражения. Оперируя идеальными образами сущностей и расчленяя универсум на части, человек переходит к опосредованному познанию мира. На уровне идеально-образного отражения единый мир видится множеством материальных тел, но внутренняя связь между вещами плохо просматривается внешним взором. Чувственный образ внешне данной вещи опосредован сложнейшими нейродинамическими процессами в человеческом организме. Достоверность чувственного образа вещи условна, относительна, искаженно-субъективна и принципиально отличается от безусловной достоверности фэйтх-веры.

Билиф-вера сопряжена с косвенным отношением субъекта к объекту и с противопоставлением "я" внешнему миру. Субъект видит и понимает отделенный от него объект в зависимости от собственных потребностей, интересов, схем действия. Предмет же, превращаемый субъектом в познаваемый объект, утрачивает множество своих прежних жизненных связей и приобретает в определенной степени искусственный характер.

Чтобы познавать внешний объект как чувственную данность, нужно быть вначале уверенным, что восприятия нас не обманывают и что объект тождествен познаваемому предмету. Освоение материальных явлений начинается с субъективной чувственн… Продолжение »


Copyright MyCorp © 2024
Используются технологии uCoz